г. Москва |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А41-13306/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Селезнёвым М.И.,
при участии в заседании:
от истца открытого акционерного общества "Мособлфармация" (ИНН:5074114509, ОГРН: 1105074004331) - Думчев Л.Л. по доверенности от 10.10.2014 N 8,
от ответчика Министерства здравоохранения Московской области (ИНН: 5000001162, ОГРН:1037700160222) - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-13306/14, принятое судьей Севастьяновой Н.В., по иску открытого акционерного общества "Мособлфармация" к Министерству здравоохранения Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мособлфармация" (далее - ОАО "Мособлфармация", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству здравоохранения Московской области (далее - Министерство здравоохранения МО, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 5 760 569 рублей 46 копеек (т. 1 л.д. 3-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-13306 исковые требования удовлетворены (т. 3 л.д. 9-11).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство здравоохранения МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "Мособлфармация" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28 декабря 2012 года между Министерством здравоохранения МО (заказчиком) и ОАО "Мособлфармация" (исполнитель) был заключён договор N 156, по условиям которого заказчик принял на себя обязательства оплатить, а исполнитель оказать заказчику услуги по выдаче (отпуску) лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счёт средств бюджет в Московской области и Российской Федерации в 2013 году (в том числе, закупленных, поставленных и полученных заказчиком в предыдущие периоды), переданных заказчиком исполнителю для обеспечения лечебного процесса отдельных категорий граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки за счёт средств бюджета Московской области и Российской Федерации (т. 1 л.д. 11-13).
В разделе 4 вышеназванного договора установлен порядок приёмки товара, согласно которому по результатам приёмки в день окончания приёма товара оформляется товарная накладная, которая подписывается всеми лицами, участвующими в приёмке.
В соответствии с п. 5.1 исполнитель до 5 числа месяца, следующего за отчётным, представляет заказчику в разрезе государственных контрактов на поставку, поставщиков и источников финансирования, муниципальных образований, пунктов отпуска документы, подтверждающие отпуск товара гражданам в виде сводного реестра льготных рецептов (по форма приложения N 1) на бумажных и электронных носителях для проведения медико-экономического контроля в соответствии с утверждаемым Министерством здравоохранения МО регламентом.
Согласно п. 6.1 договора стоимость поставляемого товара составляет 100 000 рублей. В том числе за счёт средств бюджета Московской области, поставляемого товара на сумму 50 000 рублей, за счёт средств бюджета Российской Федерации, поставляемого товара на сумму 50 000 рублей.
Заказчик производит оплату оказанных услуг за отчётный период в течение 30 рабочих дней с момента подписания заказчиком акта оказания услуг по отпуску (выдаче) товара в разрезе источников финансирования, составленного в соответствии с актом медико-экономического контроля и по результатам медико-экономического контроля (п. 6.3).
В соответствии с п. 6.6 исполнитель в течение 10 рабочих дней с даты составления акта медико-экономического контроля возмещает в бюджет Московской области 50% стоимости указанных в акте лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, отпущенных отдельным категориям граждан в течение отчётного месяца с 50 % скидкой.
Согласно п. 12.1 договор вступает в силу с 01 января 2013 года и действует до 31 января 2013 года включительно в части оказания услуг по выдаче (отпуску) товара, а остальной части - до полного исполнения обязательств.
Ссылаясь на то обстоятельство, что по истечении срока действия вышеназванного договора ответчик продолжал поставлять лекарственные препараты в рамках этого договора в аптечную сеть истца и, указывая при этом на невозможность приостановления отпуска лекарственных средств, просил ОАО "Мособлфармация" продолжить отпуск лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, имеющим право на социальную поддержку в части лекарственного обеспечения по рецептам, но впоследствии отказался от оплаты фактически оказанных истцом услуг, ОАО "Мособлфармация" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
В соответствии с Законами Московской области "О здравоохранении в Московской области", "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" Правительством Московской области принято постановление от 29 декабря 2007 г. N 1064/48 "Об организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" утвержден Порядок организации за счет средств бюджета Московской области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Настоящий порядок определяет взаимодействие сторон, участвующих в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области и определенных Законом Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области" (далее - отдельные категории граждан), в соответствии с пунктом 4 которого фармацевтическая организация в рамках государственного контракта осуществляет доставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечные организации в соответствии со Сводной заявкой Московской области, а также на основании распорядительных актов Министерства здравоохранения Московской области; на основании данных, представляемых аптечными организациями, участвующими в реализации мер социальной поддержки, формирует в разрезе муниципальных образований Московской области реестры рецептов, обеспеченных лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения и подтверждающих их выдачу отдельным категориям граждан, и на основе данных реестров - сводные реестры рецептов Московской области; представляет в Министерство здравоохранения Московской области не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, документацию, предусмотренную в рамках заключенного государственного контракта.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что несмотря на прекращение действия договора от 28.12.2012 N 156, Министерство здравоохранения Московской области в течение всего 2013 года продолжало поставлять лекарственные препараты в аптечную сеть ОАО "Мособлфармация".
Данное обстоятельство ни одной из сторон не оспаривается.
Кроме того, обе стороны заявили о том, что, отношения, сложившиеся между ними в рамках спора по настоящему делу, никоим образом не связаны с реализацией контракта от 22.04.2013 N 0148200003913000035-0186732-03.
ОАО "Мособлфармация" в адрес Министерства здравоохранения МО были направлены с сопроводительными письмами от 14.10. 2013 исх. N 216, от 14.01.2014 исх. N 2, от 13.12.13 исх. N 267, от 18.11.13 исх. N 248, от 13.11.13 исх.N 241 от 14.10.13 N 217 счета, акты приёма передачи выполненных работ, счета - фактуры на общую сумму 5 760 569 рублей 46 копеек (т. 1 л.д. 110-161, т. 2 л.д. 1-153).
Министерством здравоохранения МО оказанные услуги оплачены не были.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что спорные правоотношения между сторонами являются правоотношениями, возникшими из неосновательного обогащения, которые регулируются нормами материального права, содержащимися в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 и пунктом 1 статьи 1105 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Учитывая социальную направленность обеспечения государством граждан льготной категории лекарственными средствами и участие ОАО "Мособлфармация" в реализации мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, с Министерства здравоохранения МО обоснованно взыскана неосновательное обогащение в сумме 5 760 569 рублей 46 копеек.
Обстоятельства, установленные судом первой инстанции и выводы, содержащиеся в решении, являются правильными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 года по делу N А41-13306/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13306/2014
Истец: ОАО "Мособлфармация", ОАО "Мособлформация"
Ответчик: Министерство здравоохранения МО, Министерство здравоохранения Московской области