г. Москва |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А41-26992/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ООО "РА "РИАДА" - Боровая Е.В., представитель по доверенности от 28.08.2014
от отдела МВД России по городскому округу Лобня - представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании заявление отдела МВД России по городскому округу Лобня к ООО "РА "РИАДА" о привлечении к административной ответственности по статьи 14.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
12.05.2014 ОМВД России по городскому округу Лобня (далее - заявитель, отдел) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ра Риада" (далее - общество) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2014 по делу N А41-26992/14 заявленное требование удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей (л.д.46-48).
Не согласившись с решением суда первой инстанции общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также на нарушение норм процессуального права.
Определением от 08.10.2014 апелляционный суд в соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела N А41-26992/14 по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, поскольку рассмотрение дела проведено судом первой инстанции в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции. (л.д.100-102).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя отдела надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества заявил возражения относительно заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении.
Исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя общества, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 18.02.2014 сотрудниками ГИБДД ОМВД России по городскому округу Лобня проведена проверка, в ходе которой установлено, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Западная, напротив ГСК "Керамический" установлена с нарушением требований п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", а именно: рекламная конструкция расположена в 3,8 метрах от бордюрного камня дороги.
Факт нарушения зафиксирован в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 18.02.2014 в присутствии двух свидетелей (л.д. 13). При проверке осуществлена фотосъемка. К акту приложена фототаблица, на которой зафиксирован факт размещения рекламной конструкции (л.д.14).
Определением от 18.02.2014 N 50 АО 082256 возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.12).
Уведомлением от 19.02.2014 N 05/14 обществу предложено обеспечить явку полномочного представителя 05.03.2014 к 10.00 в отдел для составления протокола об административном правонарушении (л.д.11).
Как следует из материалов дела 05.03.2014 в присутствии представителя общества Пауре Е.Н., действующего на основании доверенности от 20.02.2014 (л.д.16), должностным лицом отдела составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 КоАП РФ (л.д.9).
Поскольку на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 КоАП РФ, совершенные юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматривают судьи арбитражных судов, отдел обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 14.37 КоАП РФ в виде наложения штрафа.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Как следует из содержания части 6 статьи 206 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ действия по установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса влекут административную ответственность в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Следует учитывать, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, являются не только лица, непосредственно установившие рекламную конструкцию, но и лица, в интересах которых производится такая установка (пункт 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения судами Федерального закона "О рекламе").
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, рекламой считается информация, распространенная любым способом и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и содержащая часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования.
Согласно статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Порядок размещения рекламных конструкций регулируется ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
Установка рекламной конструкции осуществлена после введения в действие ГОСТ Р 52044-2003, в связи с чем данный технический регламент подлежит применению в отношении общества, в настоящее время осуществляющего его эксплуатацию.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Факт размещения обществом рекламной конструкции с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2033 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" подтверждается актом проверки от 08.02.2014 с приложением фотоматериалов, планом-схемой, протоколом об административном правонарушении.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, в действиях общества подтверждено материалами дела.
Ссылка общества на наличие разрешения на установку рекламной конструкции 08.11.2011, выданное администрацией городского округа Лобня обществу разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Западная, апелляционным судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, в соответствии с пунктом 1 постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признаны национальными стандартами.
Пунктом 1 указанного постановления также установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты. Таким образом, обязательные нормы в области безопасности дорожного движения, принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти до 01.07.2003, сохраняют свою силу и подлежат применению до принятия технического регламента. Общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений.
Указанный ГОСТ принят 22.04.2003, то есть до 01.07.2003, установленные им правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, следовательно, исполнение требований указанного ГОСТа в рассматриваемом случае является обязательным, направленным на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть в целях охраны жизни и здоровья граждан.
Установка рекламной конструкции осуществлена после введения в действие ГОСТ Р 52044-2003, в связи с чем данный технический регламент подлежит применению в отношении общества, осуществляющего ее эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52044-2003 настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений.
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
Как следует из материалов дела, рекламная конструкция по адресу Московская область, город Лобня, ул. Западная размещена с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
Следовательно, наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, в действиях общества подтверждено материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность устанавливать рекламные конструкции только в соответствии с требованиями технического регламента установлена действующим законодательством, в частности, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Размещение рекламных конструкций только в соответствии с требованиями технического регламента установлено действующим законодательством.
В данном случае заинтересованное лицо не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, в связи с чем совершило административное правонарушение. Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако не приняло все возможные и зависящие от него меры.
Доказательства принятия обществом мер по недопущению выявленного правонарушения им не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод общества о пропуске срока привлечения к административной ответственности, поскольку, по мнению общества, вменяемое правонарушение не является длящимся, следовательно, днем совершения правонарушения является день фактической установки рекламной конструкции, апелляционным судом отклоняется на основании следующего.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также актом ненормативного характера.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 " 2, необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В силу статьи 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что на момент выявления правонарушения и составления определения о возбуждении дела об административном правонарушении общество являлось владельцем рекламной конструкции, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Являясь владельцем рекламной конструкции, общество обязано соблюдать требования ГОСТ Р 52044-2003.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований законодательства о рекламе, а также принятия обществом всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения, не установлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении административного правонарушения.
Установка рекламной конструкции осуществляется в целях ее последующей эксплуатации и не имеет самостоятельного практического значения, поэтому правонарушение не считается оконченным в момент установки рекламной конструкции с нарушением требований ГОСТ.
Поскольку правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, является длящимся, так как связано с длительным несоблюдением норм, регулирующих правила установки рекламных конструкций, включающих в себя как ее установку (монтаж), так и ее эксплуатацию, заинтересованное лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение одного года с момента выявления правонарушения.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заинтересованным лицом не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований отдела, считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной статьей 14.37 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, а требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 266, 268, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 8 августа 2014 года по делу N А41-26992/14 отменить.
Заявление Отдела МВД России по городскому округу Лобня удовлетворить.
Привлечь ООО "РА "РИАДА", расположенное по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Карла Маркса, д. 3, офис 51, зарегистрированное за ОГРН 1025002039974, ИНН 5018080038 к административной ответственности на основании статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: наименование получателя платежа: УФК по Московской области (ОМВД России по г.о. Лобня), ИНН/КПП 5025022333/502501001, ОКТМО 46740000, р/с 40101810600000010102 в отделении 1 Москва, БИК 044583001, КБК 18811626000016000140.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26992/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2015 г. N Ф05-16338/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОМВД по городскому округу г. Лобня, ОМВД России по городскому округу Лобня
Ответчик: ООО "Ра "РИАДА"
Третье лицо: ООО "РА "РИАДА", ООО "Ра РИАДА"