г. Хабаровск |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А73-9504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 19.09.2014
по делу N А73-9504/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 11.07.2014 о наложении административного штрафа по исполнительному производству N 32613/12/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - Отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 11.07.2014, вынесенное в рамках исполнительного производства N 32613/12/01/27, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
05.07.2012 возбуждено исполнительное производство N 32613/12/01/27. ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании: исполнительный лист серии ВС N 046869776 по делу N 2-2800/12 от 15.05.2912, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 27.06.2012 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ Хабаровского края предоставить Финютиной Александре Александровне благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в г. Хабаровске на состав семьи: один человек с учетом приходящейся нормы - не менее 18 кв.м. общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края, в отношении должника: Министерство, адрес должника: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, в пользу взыскателя: Финютина А.А., г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 5 кв. 84.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Министерством 23.07.2012.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В ответ на требования поступали информационные письма аналогичного содержания, а именно: о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Хабаровска.
17.07.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5000,00 руб.
По состоянию на 23.06.2014 документов подтверждающих исполнение решения суда должником судебному приставу - исполнителю представлено не было, в связи с чем, 23.06.2014 с целью исполнения данного судебного решения судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края было вручено требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 02.07.2014, а также в указанный срок предлагалось уведомить судебного пристава - исполнителя о чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным исполнение решения суда том, в случае невыполнения вышеуказанных требований должник был уведомлен о необходимости явиться 03.07.2014 в 16 час. 00 мин. в отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6 с документом, удостоверяющим личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
03.07.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства составлен протокол N 012270/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. В назначенный срок представитель должника не явился, информации подтверждающей исполнение решения суда судебному приставу исполнителю не представлено.
03.07.2014 начальником Отдела судебных приставов Прохватиловым И.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. 11.07.2014 по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 04.07.2014.
По состоянию на 11.07.2014 Министерством решение суда не исполнено, документов подтверждающих судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
11.07.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено постановление, которым Министерство ЖКХ Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство ЖКХ Хабаровского края обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что 05.07.2012 ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046869776, выданного 27.06.2012 Центральным районным судом г. Хабаровска, в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края возбуждено исполнительное производство N 32613/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение в пределах г. Хабаровска гражданке Финютиной А.А.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 17.07.2013 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ от Министерства поступали информационные письма, в которых должником указывалось на наличие обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда -отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
Требованиями должник предупреждался о наступлении административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
23.06.2014 должнику было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 02.07.2014. В требовании должник был предупрежден, в том числе об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Финютиной А.А. благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть в 2013 году. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 23.07.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.09.2014 по делу N А73-9504/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9504/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска