г. Москва |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А40-181264/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2014 по делу N А40-181264/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1638) в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Балашиха-Экспресс" (ОГРН 1035000713956; Московская область, г.Балашиха, проспект Ленина, д.73)
к ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Парфенова Е.Н. по дов. от 15.10.2014 N 23-14-2011/14; |
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балашиха-Экспресс" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Государственного казенного учреждения "Организатор перевозок" г. Москвы (ОГРН 1077746251428 ИНН 7710660149, 125047, Москва, Лесной 2-й пер., д. 11, стр.1) ВВВ N 033109 от 04.12.2013 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.10.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100. 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2014 упомянутое заявление ООО "Балашиха-Экспресс" было удовлетворено.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой утверждает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, является необоснованным и подлежит отмене. Просит решение отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы пролагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.10.2013 при проведении сотрудниками ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы, установлено, что ООО "Балашиха-Экспресс" осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута N 108 "Балашиха-2 - Москва (ст. м. Новогиреево)" транспортным средством с регистрационным знаком КВ17250 марки Фольксваген Крафтер Бтд 2219 под управлением водителя Васина И.А., по путевому листу N 457618, выданному ООО "Балашиха-Экспресс" 07.10.2013.
Регулярный межрегиональный автобусный маршрут N 108 "Балашиха-2 - Москва (ст.м. Новогиреево)" ООО "Балашиха-Экспресс" не согласован в порядке, установленном Правительством Москвы, чем нарушены требования главы 2 Порядок согласования маршрутов постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г.Москвы".
24.10.2013 по факту указанного нарушения главным специалистом 3-го отдела контроля за организацией пассажирских перевозок транспортными предприятиями в отношении ООО "Балашиха-Экспресс" составлен протокол N ВВВ 033109 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 10.7 КоАП г. Москвы.
04.12.2013 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником отдела административных расследований ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" вынесено постановление ВВВ N 033109 о привлечении ООО "Балашиха-Экспресс" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.10.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100.000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за нарушение основных условий и порядка согласования регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, установленные приказом Минтранса России от 14.08.2003 N 178, не может вводиться законодательством субъекта РФ.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
Как следует из заявления Общества, им не оспариваются изложенные в постановлении фактические обстоятельства, образующие событие административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 10.7 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации не отнесены (статья 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси относятся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не относит вопросы деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта к исключительному ведению Российской Федерации. Согласно же статье 3 названного Закона субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения самостоятельно.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 26.05.2011 N 741-О-О, Конституция Российской Федерации, относя обеспечение общественной безопасности и административное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, тем самым предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по этим вопросам, в том числе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое осуществляется ими, в частности, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит, помимо прочего, из принимаемых в соответствии с названным Кодексом законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определениях от 14.03.2001 N 55-О и от 29.05.2007 N 345-О-О, система отношений между перевозчиками и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, причем они вправе выбрать любую форму, не противоречащую Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Порядок организации межрегиональных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы регламентируется Федеральным законом от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы".
Из смысла и содержания указанных нормативных правовых актов следует, что наличие согласования Департамента транспорта города Москвы является необходимым условием для эксплуатации автобусного маршрута, проходящего по территории города Москвы. При этом субъектами отношений по согласованию являются перевозчик и уполномоченный орган исполнительной власти.
Постановление Правительства города Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы" (далее - Постановление N 24-ПП) регламентирует Порядок согласования и организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы (далее - Порядок), а также Временное положение о пунктах отправления и прибытия автобусов межрегиональных, и международных автобусных маршрутов (далее - Временное положение).
Указанные Порядок и Временное положение предусматривают обязательное согласование с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы всех регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, а также все пункты отправления и прибытия автобусов таких маршрутов.
Для согласования маршрутов Порядок подлежит применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.3 Постановления N 24-ПП Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по результатам рассмотрения представленных документов о согласовании маршрута принимает решение о согласовании маршрута на срок от 1 до 3 лет или об аргументированном отказе в согласовании маршрута. В случае принятия положительного решения сведения о согласованном реестре заносятся в городской реестр (пункт 2.6).
22.05.2009 между Министерством транспорта Московской области и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подписан Протокол N 61-07-66/9, утвердивший Временный порядок согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой (далее - Временный порядок).
В соответствии с пунктом 1.5 Временного порядка маршрут может эксплуатироваться только после получения перевозчиком допуска (согласования) от уполномоченного органа каждого субъекта по основаниям, предусмотренным законодательством Московской области и города Москвы.
Исходя из положений указанных нормативных актов, Общество, фактически осуществляло перевозки пассажиров по территории города Москвы, не имея подтвержденного в установленном приказом Минтранса РФ порядке статуса эксплуатанта межрегионального (межсубъектного) маршрута.
Не относимы к настоящему делу доводы Общества о том, что субъект РФ не вправе привлекать к ответственности перевозчика, поскольку контроль за соблюдением требований при эксплуатации межрегионального (межсубъектного) регулярного автобусного маршрута осуществляют федеральные органы контроля и надзора.
Эксплуатация маршрута перевозчиком в отсутствие полученного в установленном порядке согласования уполномоченного органа города Москвы является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.7 КоАП Москвы.
Наличие разрешения Министерства транспорта Московской области в силу требований указанных нормативных актов, в том числе приказа Минтранса России от 14.08.2003 N178 не освобождает Общество от обязанности получить согласование уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в установленном постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП порядке.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что им принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства. До получения в установленном порядке согласования маршрута Общество обязано было воздержаться от его эксплуатации.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N397-РП "О государственном казенном учреждении города Москвы "Организатор перевозок" должностные лица Учреждения наделены полномочиями по осуществлению контроля над законодательством города Москвы в сфере транспортного обслуживания населения, составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 10.7 КоАП г. Москвы. Данные полномочия также установлены ст. 16.3 КоАП г. Москвы.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в пределах предоставленных ответчику полномочий.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Срок, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ соблюден.
С учетом исследованных доказательств и установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное решение суда первой инстанции ввиду того, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.02.2014 по делу N А40-181264/2013 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" от 04.12.2013 по делу об административном правонарушении ВВВ N 033109 о привлечении ООО "Балашиха-Экспресс" к административной ответственности на основании ч.2 ст.10.7 КоАП г.Москвы отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181264/2013
Истец: ООО "Балашиха-Экспресс"
Ответчик: ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок"