г. Москва |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А40-82640/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Техград-Фарм" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2014 по делу N А40-82640/14 принятое судьей Полукаровым А.В.(154-718)
по заявлению ООО "Техград-Фарм" (ОГРН 1025004914681, 141292, Московская область, г. Красноармейск, пр-д Южный, д. 2)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (123022, Москва, ул. Б. Декабрьская, д. 7, стр. 3)
о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Кучумов А.Ю. по свид. от 08.10.2014; Кондрашов А.А. по доверенности от 22.07.2014; |
от ответчика: |
Попенков А.А. по доверенности от 22.01.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "Техград - Фарм" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу N 03-14/187-5 от 15.05.2014 г. о привлечении к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 01.09.2014 в удовлетворении заявления ООО "Техград - Фарм" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу N 03-14/187-5 от 15.05.2014 г. о назначении административного штрафа в размере 50 000 руб. по ст. 15.13 КоАП РФ отказано полностью. При этом суд исходил из того, что Общество, осуществляя оборот спирта по фармакопейным статьям, является субъектом правоотношений, на которые распространяется действие Федерального закона N171-ФЗ, в том числе и в части декларирования оборота этилового спирта.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Техград-Фарм" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование своих требование заявитель ссылается на то, что в действиях (бездействии) ООО "Техрад-Форм" отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что приобретаемая заявителем субстанция является этиловым спиртом по фармакопейным статьям (состав этиловый спирт, вода), что согласуется с положениями п.2.1. ст. 2 Закона N 171 -ФЗ. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.10.2014 г. по 10.11.2014 г.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом установлено, что ООО "Техград-Фарм" (организация, осуществляющая оптовый оборот спирта этилового по фармакопейным статьям) допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно в непредставлении в форме электронного документа деклараций: об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 5), об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 6), об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N7) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" за 4 квартал 2013 г. По состоянию на 15.05.2014 г. декларации по указанным выше формам за 4 квартал 2013 года ООО "Техград-Фарм" не представлены.
По данному факту составлен протокол от 11.03.2014 г. N 03-14/187-1 об административном правонарушении и вынесено постановление Росалкогольрегулирования N 03-14/187-5 от 15.05.2014 г., которым ООО "Техград-Фарм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Административным органом установлено, что ООО "Техград-Фарм" в 4 квартале 2013 г. осуществляло поставку спирта этилового по фармакопейным статьям (код вида продукции 100) в количестве 1805,85 дал в адрес ОБУЗ "Ивановская областная станция переливания крови", что подтверждается декларацией об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме N 7 предоставленной ОБУЗ "Ивановская областная станция переливания крови" за 4 квартал 2013 года.
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 15.13 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 365-ФЗ) искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В пункте 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 г. N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, которыми определены, в том числе формы деклараций (далее - Правила).
Административным органом в вину Обществу вменено непредставление деклараций по форме N 5 об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по форме N 6 об объеме поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по форме N 7 об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется, в частности, на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
Этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды (часть 2.1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, составляющие части этилового спирта по фармакопейным статьям: очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела следует, что у ООО "Техград - Фарм" имеется лицензия N ФС-99-02-002130 от 03.02.2012 на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения) выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (т.1 л.д.64).
Из пояснений заявителя следует, что Общество осуществляет поставку этилового спирта (95 %) в различные организации, приобретая лекарственное средство (этанол медицинский, раствор для приготовления лекарственных форм, 95%), у ООО "Росбио", что лицами участвующими в деле не оспаривается.
В материалы дела представлены: письмо ООО "Росбио" от 24.03.2014 г; патент на полезную модель N 115678 "Установка получения этанола 95% из пищевого сырья и колонна окончательной очистки этанола", зарегистрированный 10.05.2012 г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности; лицензионный договор от 11.05.2012 г.; регистрационное удостоверение N РN 003960/01 от 24.02.2010, выданное ООО "Росбио" на торговое наименование лекарственного препарата - этанол медицинский (т.1 л.д.67-70, т.3 л.д.3-10).
Из указанных документов следует, что производство лекарственного препарата осуществляется с использованием полезной модели N 115678 "Установка получения этанола 95% из пищевого сырья и колонна окончательной очистки этанола", патент на которую зарегистрирован 10.05.2012 г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, и лекарственный препарат "Этанол медицинский" не является этиловым спиртом по фармакопейным статьям, так как производится по иной технологии.
Административным органом указанные обстоятельства не опровергнуты. Доказательств того, что ООО "Техрад-Фарм" осуществляет оборот этилового спирта по фармакопейным статьям не представлено.
Вместе с тем постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 26.08.2014 г. N 10-22/129 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Росбио" по ст. 15.13 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как поставляемая ООО "Росбио" продукция (этиловый спирт раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70% - основным сырьем для приготовления указанной продукции является производимый ООО "Росбио" этанол медицинский раствор для приготовления лекарственных форм 95%) является лекарственным средством и не является фармакопейным спиртом, тем самым у ООО "Росбио" отсутствует обязанность в представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано как событие административного правонарушения так и вина заявителя в его совершении.
Кроме того, административный орган не обосновал привлечение заявителя к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за не представление деклараций за 4 квартал 2013 г.
В соответствии с ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно п.3 ч.4 ст. 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, а постановление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 03-14/187-5 от 15.05.2014 о привлечении ООО "Техград-Фарм" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ - признанию незаконным и отмене.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2014 по делу N А40-82640/14 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении N 03-14/187-5 от 15.05.2014 о привлечении ООО "Техград-Фарм" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82640/2014
Истец: ООО "Техград-Фарм"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка