г. Вологда |
|
14 ноября 2014 г. |
Дело N А05-6651/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" Фоминой Т.В. по доверенности от 01.06.2014 N 15-14/103, от открытого акционерного общества "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" Померанцева Г.А. по доверенности от 01.09.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2014 года по делу N А05-6651/2014 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" (ОГРН 1052901029499, ИНН 2901134300; город Архангелск, ул. Кировская, д. 4; далее - ООО "УК "Соломбалалес") обратилось в суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; город Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Минлеспром) о признании незаконными действий по направлению заявителю предписания (письмо от 05.09.2013 N 204-02/3281), действий по направлению Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123; Москва, проезд Китайгородский, д. 7; далее - Минпромторг РФ) заявления об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по пункту 2 распоряжения от 24.02.2014 N 90р, а также о признании недействительными преамбулы и пунктов 1, 2, 4 распоряжения Минлеспрома от 24.02.2014 N 90р.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Минпромторг РФ, открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - ОАО "Соломбальский ЛДК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 4 распоряжения N 90р от 24.02.2014 "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков", принятого Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. На Минлеспром возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Соломбалалес". В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
ООО "УК "Соломбалалес" с данным решением не согласилось в той части, в которой отказано в удовлетворении его заявления, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Соломбалалес" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
ОАО "Соломбальский ЛДК" в отзыве и его представитель в судебном заседании апелляционную жалобу полагают обоснованной по изложенным в ней основаниям.
Минлеспром в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Минлеспром и Минпромторг РФ извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Выслушав представителей ООО "УК "Соломбалалес" и ОАО "Соломбальский ЛДК", исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 N 128 (том 1, лист 55) утверждена заявка ООО "УК "Соломбалалес" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов". Приказом Минпромторга РФ от 04.08.2008 N 49 (том 1, лист 60) этот инвестиционный проект включён в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Минлеспрома от 15.09.2011 N 218р (том 1, лист 61) на основании решения Минпромторга РФ о возможности корректировки условий и показателей инвестиционных проектов в концепцию указанного приоритетного инвестиционного проекта внесены изменения.
Согласно названной концепции (том 1, лист 65) данный инвестиционный проект включает в себя реализацию следующих этапов (мероприятий):
- организация заготовки древесины на участках лесфонда, полученных под реализацию инвестиционного проекта, срок реализации - третий квартал 2018 года;
- модернизация древесно-биржевого производства ОАО "Соломбальский ЦБК", срок реализации - четвертый квартал 2011 года;
- модернизация вакуум-выпарной станции ТЭЦ-2 ОАО "Соломбальский ЦБК", срок реализации - третий квартал 2013 года;
- строительство нового лесопильного цеха ОАО "Соломбальский ЛДК", срок реализации - второй квартал 2012 года (том 1, лист 73).
Из представленных материалов следует и заявителем не оспаривается, что инвестиции в строительство нового лесопильного цеха ОАО "Соломбальский ЛДК" составили 149,8 млн руб., то есть 9 % от плана, при этом в 2013 году реализация этого этапа не осуществлялась.
Письмом от 05.09.2013 N 204-02/3281 "О нарушении срока реализации инвестпроекта" (том 1, лист 45) Минлеспром предписал ООО "УК "Соломбалалес" устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в срок до 01.01.2014, информацию о выполнении предписания направить в установленном порядке в составе отчёта о ходе реализации проекта за четвёртый квартал 2013 года. Этим же письмом Минлеспром проинформировал о том, что если нарушения не будут устранены в установленный срок, то он инициирует процедуру исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжение договоров аренды лесных участков, предоставленных для его реализации.
В отчёте ООО "УК "Соломбалалес" о реализации инвестиционного проекта за четвёртый квартал 2013 года, представленном в Минлеспром в окончательном варианте 05.02.2014, указано, что размер инвестиций в строительство лесопильного цеха составил 0 руб.
В связи с нарушением срока реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов и неисполнением предписания Минлеспрома от 05.09.2013 N 204-02/3281 об устранении нарушений в установленный срок, Минлеспром принял распоряжение от 24.02.2014 N 90р "Об исключении инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков" (том 1, лист 52). Этим распоряжением приняты следующие решения:
- осуществить в установленном законодательством порядке досрочное расторжение договоров аренды лесных участков по инициативе арендодателя на основании, предусмотренном подпунктом "д" пункта 11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419), и разделом VI договоров аренды лесных участков в части нарушения арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 1 распоряжения);
- направить в Минпромторг РФ заявление об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (пункт 2 распоряжения);
- признать утратившими силу распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 N 128 "Об утверждении заявки ООО "УК "Соломбалалес" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес" и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" и распоряжение Минлеспрома от 15.09.2011 N 218р "О необходимости внесения изменений в концепцию инвестиционного проекта "Модернизация перерабатывающих производств холдинга "Соломбалалес", включённого приказом Минпромторга РФ от 04.08.2008 N 49 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (пункт 4 распоряжения).
Минлеспром письмом от 03.03.2014 (том 1, лист 88) обратилось Минпромторг РФ с заявлением об исключении рассматриваемого инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Не согласившись с указанными действиями Минлеспрома, ООО "УК "Соломбалалес" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя это заявление, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительством Российской Федерации утверждено Положение N 419.
Согласно пункту 19 этого Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419 оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включённого в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. В случае, если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Минпромторг РФ заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня. Минпромторг РФ в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка.
Подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419 установлено, что одним из оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя является нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
В рассматриваемом случае реализация такого этапа (мероприятия) инвестиционного проекта, как строительство нового лесопильного цеха ОАО "Соломбальский ЛДК", нарушена более чем на один год (с учётом того, что ввод в эксплуатацию данного лесопильного цеха должен был произойти во втором квартале 2012 года, в то время как по состоянию на 05.09.2013 - дата направления предписания - размер инвестиций в него составил всего 9 %).
В апелляционной жалобе ООО "УК "Соломбалалес" ссылается на то, что общий срок окончания реализации рассматриваемого инвестиционного проекта установлен как 3-й квартал 2018 года. Поэтому ООО "УК "Соломбалалес" считает, что основания для инициирования процедуры исключения инвестиционного проекта могут возникнуть лишь в 3-м квартале 2019 года, то есть после истечения 1 года со дня нереализации всего инвестиционного проекта.
Эти доводы являются необоснованными.
В подпункте "д" пункта 11 Положения N 419 указывается на нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Концепцией рассматриваемого инвестиционного проекта предусмотрены конкретные календарные сроки реализации отдельных этапов инвестиционной деятельности.
Исходя из положений пунктов 17, 18 Положения N 419 инвестор должен не только реализовать проект в целом, но и выполнять свои обязательства в отдельные периоды в течение срока реализации проекта, а заинтересованный орган осуществляет оценку не конечного результата инвестиционного проекта, а отдельных этапов его реализации, что означает наличие конкретных сроков у данных этапов.
Поэтому судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ООО "УК "Соломбалалес" о том, что Концепция не содержит конкретных календарных дат реализации этапов инвестиционного проекта, а содержит лишь общий период времени реализации всего проекта.
Также являются необоснованными доводы ООО "УК "Соломбалалес" об изменении ему срока реализации инвестиционного проекта на два года.
Приказом Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755 утверждён Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Порядок N 1755).
Согласно пункту 2 этого Порядка основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения N 419, об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект. Заявка подаётся организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 1755 заявка подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, за исключением случаев, когда инвестиционный проект, в который предполагается внести изменения, был утверждён Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу пункта 7 Порядка N 1755 Минпромторг РФ в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В рассматриваемом случае доказательств изменения инвестиционного проекта в части срока реализации такого этапа, как строительство нового лесопильного цеха ОАО "Соломбальский ЛДК", не имеется. Более того, материалы дела не содержат и сведений об обращении общества с соответствующей заявкой.
Суд первой инстанции правомерно указал, что ссылки заявителя на результаты рабочей встречи у губернатора Архангельской области, оформленные протоколом от 24.01.2013 N 02-01/5, доказательством изменения инвестиционного проекта не являются, поскольку такие полномочия принадлежат Минпромторгу РФ. Кроме того, как следует из названного протокола, на рабочей встрече Министерству предлагалось лишь проработать предложения ООО "УК "Соломбалалес" о согласовании изменений концепции приоритетного инвестиционного проекта в части переноса сроков его реализации на два года, однако с такими предложениями, оформленными заявкой, как того требует Порядок N 1755, ООО "УК "Соломбалалес" не обращалось.
Следовательно, у Минлеспрома имелись основания для инициации процедуры исключения рассматриваемого инвестиционного проекта из перечня, для принятия оспариваемого распоряжения от 24.02.2014 N 90р в части преамбулы, пунктов 1, 2, а также для совершения действий по направлению в адрес Минпромторга РФ заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Соломбалалес" ссылается на нарушение Минлеспромом срока принятия заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня и его направления в адрес Минпромторга РФ.
Эти доводы являются необоснованными.
Как указано выше, согласно пункту 19 Положения N 419 Минлеспром должен был в течении 10 дней с момента окончания указанного в предписании срока устранения нарушений принять решение о направлении в Минпромторг РФ заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Срок исполнения предписания от 05.09.2013 N 204-02/3281 истёк 01.01.2014, Минлеспром принял соответствующее решение 24.02.2014, то есть с пропуском указанного 10-дневного срока.
Однако Положением N 419 не определено, что установленные в нём сроки являются пресекательными. Поэтому несоблюдение рассматриваемого срока может служить основанием для удовлетворения предъявленного требования только в том случае, если такое несоблюдение повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя. Так, согласно части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного правового акта, решения недействительным, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае несоблюдение указанного выше срока было обусловлено необходимостью соблюдения прав ООО "УК "Соломбалалес", поскольку окончание срока исполнения предписания выпадало на новогодние выходные дни. Фактически ООО "УК "Соломбалалес" предоставлено дополнительное время для исполнения предписания.
При таких обстоятельствах несоблюдение рассматриваемого срока в данном конкретном случае не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов ООО "УК "Соломбалалес". Поэтому данное обстоятельство не может являться основанием для признания соответствующего решения незаконным.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что Минлеспром самостоятельно не принимал решений об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и о расторжении договоров аренды лесных участков.
С учётом изложенного не имеется оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными действий Минлеспрома по направлению предписания (письмо от 05.09.2013 N 204-02/3281) и по направлению Минпромторгу РФ заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по пункту 2 распоряжения от 24.02.2014 N 90р, а также о признании недействительным и преамбулы и пунктов 1, 2 распоряжения Минлеспрома от 24.02.2014 N 90р.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 июля 2014 года по делу N А05-6651/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Соломбалалес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6651/2014
Истец: ООО "Управляющая компания "Соломбалалес"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Третье лицо: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, ОАО "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат"