г. Томск |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А45-21105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей О.Б. Нагишевой, О.Ю. Киреевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.Г. Семененко
при участии представителей сторон:
от истца: Р.А. Кондратьевой по дов. N 18 от 27.10.2014
от ответчика: Д.В. Рединовой по дов. N 03 от 09.01.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (07АП-9451/14) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.08.2014 по делу N А45-21105/2013 (судья О.В. Чернова) по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к ЗАО "Корпорация "СИТЕХ" о приостановлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о приостановлении деятельности ЗАО "Корпорация "СИТЕХ", связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства: жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения по ул.Петухова, 12/4 ( три блок-секции 01В-2 очередь) в Кировском районе города Новосибирска (объект N 6); жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Петухова, 14/3 и автостоянкой N 29 в Кировском районе в г.Новосибирске ( объект N 7) до ввода в эксплуатацию объектов N 1, 2, 3, 4, 5.
Решением арбитражного суда от 11.08.2014 (резолютивная часть объявлена 06.08.2014) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство ЖКХ в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что:
- общество продолжает не исполнять свои обязательства по передаче объектов недвижимости участникам долевого строительства, чем нарушает права граждан -участников долевого строительства;
- приостановление деятельности стимулировало бы деятельность истца ввести в эксплуатацию объект N 3 и удовлетворить требования участников долевого строительства.
ЗАО "Корпорация "СИТЕХ" в отзыве просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, ссылаясь на то, что приостановление привлечения денежных средств участников долевого строительства остановит строительство двух жилых домов и повлечет негативные финансовые последствия для застройщика и участников долевого строительства. Считает не подлежащим применению положений п.3 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 N 414-ФЗ) к рассматриваемым отношениям.
Представителями истца и ответчика поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 11.08.2014, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Как следует материалов дела, ЗАО "Корпорация "СИТЕХ" осуществляет строительство:
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 12/6, д. N 3 - объект N 1;
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 14/3, д. N 19 - объект N 2;
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 12/4 (01Б) - объект N 3;
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 10/6, д. N 5 - объект N 4;
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 12/4 (три блок- секции 01А-3 этап) - объект N 5;
- жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 12/4 (три блок - секции 01В- 2 очередь) - объект N 6.
Для строительства перечисленных выше объектов недвижимости ответчиком заключены договоры участия в долевом строительстве (л.д.39-108, т.3).
Указав, что ЗАО "Корпорация "СИТЕХ" за период со 2 квартала 2009 г. по 2 квартал 2013 г. не исполняет свои обязанности по передаче объекта недвижимого имущества участникам строительства, начиная с 2009 г., при этом продолжает привлекать денежные средства, что следует из представленной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством ЖКХ не представлено доказательств наличия оснований для применения в отношении общества в качестве меры принуждения - приостановления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства и необходимость в интересах участников такого ограничения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суд первой инстанции.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закона N 214-ФЗ) этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (пункт 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
На основании Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, утвержденным постановлением губернатора Новосибирской области N 144 от 04.05.2010, Министерство ЖКХ является уполномоченным органом, наделенным функциями по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исходя из п.3 ч.5 ст.23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 625 от 27.10.2005, установлено, что застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
По условиям ч. 15 ст. 23 Закона о долевом строительстве контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной Законом о долевом строительстве, а также, если застройщиком не исполнялись положения Закона о долевом строительстве и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись меры воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях N 15-П от 21.11.2002, N 13-П от 30.07.2001, N 14-П от 12.05.1998, Определениях N 16-О от 07.02.2002, N 130-О от 05.07.2001, N 139-О от 07.06.2001, N244-О от 14.12.2000, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, приведенной в Информационном письме NС1-7/смп-1341 от 20.12.1999 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Таким образом, при обращении с требованием о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, контролирующий орган обязан доказать не только наличие оснований для применения к застройщику специальной предупредительной меры, непосредственно связанной со спецификой осуществляемой деятельности и ограничивающей временно правоспособность юридического лица, но и то, что ее принятие является необходимым для гарантии экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц, обеспечит именно восстановление прав и их законных интересов, а не повлечет для них еще более неоправданные (отрицательные) последствия как результат ее применения.
Поскольку приостановление осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) объектов недвижимости, ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов РФ, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, истец не представил бесспорных доказательств в обоснование необходимости применения к обществу такой меры воздействия как приостановление осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в целях восстановления прав участников.
Из материалов дела усматривается, что на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции обязательства по трем объектам застройщиком исполнены, введены в эксплуатацию жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, 12/6, д. N 3, г. Новосибирск, ул. Петухова, 14/3, д. N 19, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 10/6, д. N 5. Жилой дом, расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. Петухова, д. 12/4, завершен строительством, о чем свидетельствует заключение N 266 от 08.09.2014.
В отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 12/4 (01Б) - объект N 3, застройщиком осуществляется работа по завершению его строительством и вводу в эксплуатацию.
Представленный в материалы дела договор подряда N 07-2914-ПД от 23.09.2014 подтверждает привлечение застройщиком подрядчика для выполнения в указанном доме внутренних отделочных работ, окончание которых планируется до 31.08.2015. Разрешение на строительство данного дома продлено до 10.01.2015.
В материалах дела не имеется документов о том, что участники долевого строительства заявляли требования о расторжении договоров и возврата уплаченных денежных средств, а застройщик уклонился от их возврата. Министерство ЖКХ не обосновало относимыми и допустимыми доказательствами заявленные требования и не представило обоснования тех обстоятельств, что принятие испрашиваемой меры не повлечет для третьих лиц еще большее нарушение прав и их законных интересов.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.08.2014 по делу N А45-21105/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21105/2013
Истец: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
Ответчик: ЗАО "Корпорация СИТЕХ"