г. Ессентуки |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А18-138/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Назрань" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.07.2014 по делу N А18-138/2014 (судья Цечоев Р.Ш.),
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Назрань" (ИНН 0608005612 ОГРН 1060608014510),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Республике Ингушетия (ИНН 0606013400 ОГРН 1040600284878),
о признании незаконным ненормативного правового акта,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия (г. Магас, ул. Горчханова 5)
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Республики Ингушетия - Евлоев Б.М. по доверенности от 07.11.2014,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Республике Ингушетия - Бакаев У.Д. по доверенности от 10.11.2014,
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Назрань" - Дахкильгов И.С. по доверенности от 01.01.2014 N 14/15-14 и Евлоев Х.Т. по доверенности от 17.11.2014 N 14/30-14,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Назрань" (далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Республике Ингушетия (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконными решения заинтересованного лица от 24.12.2013 N 80.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02.07.2014 в удовлетворении заявления общества отказано. Судебный акт мотивирован тем, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобные выплаты не связаны производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как требуют документального подтверждения.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение по делу отменить и принять новый судебный акт.
В отзывах на апелляционную жалобу инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 08.10.2014 рассмотрение апелляционной жалобы отложено. Апеллянту с учетом фактических обстоятельств дела предложено уточнить свою позицию по жалобе, а инспекции представить свои возражения с учетом Положения о премировании и поощрений сотрудников, действующего в обществе.
Лицами, участвующими в деле, данные указания суда не исполнены.
В судебном заседании, представитель общества, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители инспекции и управления поддержали доводы изложенные в отзывах.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция по итогам проверки приняла решение от 24.12.2013 N 80 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением управления от 28.02.2013 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение без изменения.
Считая, что решение инспекции является недействительным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что доводы инспекции и управления о том, что расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иные подобные выплаты не связаны с производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль и не включение заявителем в состав основных средств в 2011 и 2012 году имущества на сумму 14 828 888 руб. следует признать необоснованными.
Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на налоговый орган.
Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговым правонарушением признается деяние, виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах.
Статьей 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В силу ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых, выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 255 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Из указанной нормы следует, что расходами на оплату труда являются только те денежные выплаты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, трудовым законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами и данные выплаты должны производиться за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей).
Согласно п. 21 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
В соответствии со ст. 255 Кодекса при квалификации начисляемых в пользу работников сумм в качестве расходов на оплату труда следует исходить из того, что размер оплаты считается установленным, если из условий трудового договора можно достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается ему за фактически выполненный объем работы. Также, размер оплаты считается установленным, если работник, не получив причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном или натуральном выражении, может, исходя из условий трудового договора, потребовать от работодателя выплатить за выполненный объем работ конкретную сумму денежных средств.
Для учета сумм премий в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли необходимо: наличие документов, подтверждающих отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в организации. Для этого выплаты должны быть установлены в трудовых договорах с работниками или трудовые договоры должны содержать ссылку на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. При этом отношения по оплате труда можно считать установленными, если условиями трудового договора или локальных нормативных актов размер причитающихся к получению работником выплат может быть однозначно определен из согласованных условий. Перечень документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должен четко определять систему отношений по выплате премий за труд, то есть однозначный порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда (при возможности его формализации), иные показатели, характеризующие итоги труда). Иначе, если условия трудовых договоров или локальных нормативных актов не позволяют однозначно определить причитающуюся к выплате работнику сумму исходя из достигнутых им (или трудовым коллективом) показателей оценки труда, то права и обязанности работника и работодателя в этой части следует считать не установленными; документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.); первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.
При условии, что, если в трудовом договоре закреплено, что работнику полагается денежная премия в рамках системы оплаты труда, и соблюдены все вышеперечисленные условия, то такая премия учитывается в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.
Если же премия не является составной частью заработной платы, а выплачивается по иным основаниям, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой (оплаты труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Премии, относящиеся к выплатам стимулирующего характера и зависящие от стажа работы, должностного оклада или производственных результатов, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда, если такие премии предусмотрены трудовым договором, либо если в трудовом договоре имеется указание на коллективный договор или иной локальный нормативный акт.
При этом расходы в виде выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и иных подобные выплаты не связаны производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль, так как требуют документального подтверждения.
Эта правовая позиция изложена в письме Минфина России N 03-03-06/1/14283 от 24.04.2013, 3 N 03-03-10/7999 от 15.03.201, N 03-04-06/6-329 от 22.11.2012, письме ФНС N КЕ-4-3/5165 и подтверждается сложившейся арбитражной практикой (определение от 18.03.2013 NВАС-2487/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2012 по делу N А53-2286/2011, от 18.09.2009 по делу N А53-14819/2008 и т.д.)
Согласно пункту 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.01.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/0 Г), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26 (далее - Положения по бухгалтерскому учету), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия, согласно п. 4 Положения: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно материалам дела, при проведении выездной налоговой проверки инспекцией установлено занижение суммы доходов и расходов за 2012-2013 г. в связи с чем в отношении заявителя вынесено решение от 24.12.2013 N 80 о привлечении к налоговой ответственности.
Налоговая инспекция посчитала, что обществом неправомерно не включены в состав основных средств в 2011 и 2012 г. сумма 14 828 888 руб. Эта сумма является стоимостью объектов и сложилась по следующим газопроводам: по ул. Орцханова, г. Малгобек - 470 732 руб.; в Новостройках Северно-восточной части с. Плиево - 706 022 руб.; по ул. Физкультурная г. Малгобек - 830 007 руб.; по ул. Эгиева, г. Малгобек - 715 161 руб.; по ул. Барханова, с. Яндаре - 680 907 руб.; по ул. Весенняя, г. Малгобек - 649 912 руб.; по ул. Героев, г. Малгобек - 525 199 руб.; по ул. Манкиева, с. Долаково - 833 300 руб.; по ул. Моздокская, ст. Орджоникидзевская - 128 906 руб.; по ул. Назрановская, г. Малгобек - 388 947 руб.; по ул. Нурадилова, ст. Орджоникидзевская- 369055 руб.; по ул. Садовая, с.Экажево-1 643 592 руб.; по ул. Спокойная, г.Малгобек-734 771 руб.; по ул. Тимиева, г.Малгобек-390042 руб.; по ул. Толстого, ст. Троицкая-160548 руб.; по ул. Шоссейная, ст. Троицкая -224600 руб.; по ул. Шанхоева, с. Экажево-3 559 301 руб.; склад-помещение г. Назрань, ул.Кавказская-7 374 886 руб.
Общество отразило в составе прочих необоротных активов по строке 11702 "Незавершенное строительство" бухгалтерского баланса стоимость работ капитального строительства по газопроводам среднего и низкого давления Республике Ингушетия на сумму 10 895,0 тыс. руб., также по строке 11702 "Незавершенное строительство" бухгалтерского баланса отражена стоимость строительства газопровода в с. Экажево, осуществленного в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 19.01.2007 за счет целевых средств в сумме 3 559,0 тыс. руб.
Все работы завершены в 2008 году, результаты работ до настоящего времени не включены в состав основных средств и не переданы иному лицу.
В отношении указанных объектов закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию.
Непринятие налогоплательщиком данных активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необоснованно, так как согласно пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, указанные активы классифицируются как основные средства и должны учитываться в составе счета 01 "Основные средства", в отношении них должны начисляться амортизационные отчисления и, следовательно, они должны быть включены в объект налогообложения налогом на имущество организаций.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объекты, перечисленные в материалах проверки, учитываемые налогоплательщиком в составе прочих необоротных активов, отвечают условиям, указанным в Положении по бухгалтерскому учету.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы обществом, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 08.07.2014 по делу N А18-138/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-138/2014
Истец: ОАО "Газпром газораспределение Назрань"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N1 по Республике Ингушетия
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия, Дзауров Руслан Алиевич
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-894/15
20.11.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3167/14
08.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-138/14
27.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-138/14