г. Саратов |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А06-972/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2014 года по делу N А06-972/2014 (судья Рыбников А. Н.)
по иску Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3015086479, ОГРН 1093015001375)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ренкапстрой-Астрахань" (г. Астрахань, ИНН 3016056950, ОГРН 1083016001529)
об обязании подготовить проект планировки и проект межевания территории земельного участка, осуществить раздел земельного участка,
при участии в судебном заседании: представитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области - Башмаков Н.М., по доверенности от 06.08.2014 года
УСТАНОВИЛ:
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ренкапстрой-Астрахань" об обязании подготовить проект планировки и проект межевания территории земельного участка и об обязании осуществить раздел земельного участка.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2014 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обосновании жалобы, заявитель указывает, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела выяснены не полностью, выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, основано не неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании представитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области поддержал доводы апелляционной жалобы, находят решение суда первой инстанции подлежащим отмене, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ООО "Ренкапстрой-Астрахань" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют имеющееся в материалах дела почтовые уведомления.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления указанных лиц, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Ренкапстрой-Астрахань" (Арендатор) (с учетом договора уступки прав аренды от 23.11.2011 года и дополнительного соглашения N 1 от 23.04.2013 года) заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Астраханской области N 7/28 от 04.04.2008 года, в соответствии с которым Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Зеленая, 1, общей площадью 23.678 кв.м в соответствии с прилагаемым планом, из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:01 0548:0153 для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Договор аренды N 7/28 от 04.04.2008 года и договор уступки прав от 23.11.2011 года были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном порядке.
По мнению истца в связи с заключенным между сторонами договором аренды N 7/28, в силу статей 30.2, 38.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации на ответчике лежит обязанность по подготовке проекта планировки, проекта межевания территории земельного участка и обязанность по осуществлению раздела земельного участка с кадастровым номером 30:12:01 0548:0153.
Неисполнение вышеуказанных действий явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, указывает на то, что приведенные выше нормы права определяют лицо, которое осуществляет раздел земельного участка, однако не устанавливают, что раздел земельного участка является обязанностью такого лица и, что такая обязанность лежит у него перед арендодателем по договору аренды.
Кроме того, суд первой инстанции делает вывод о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается в виду следующего.
В соответствии со статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6-8 пункта 3 статьи 38.2 ЗК РФ. Согласно пунктам 6-8 пункта 3 статьи 38.2 ЗК РФ к таким требованиям относится:
-максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
-максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
-максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Согласно пункту 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решении о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах таких земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Как следует из материалов дела, предметом договора аренды является земельный участок, расположенный по ул. Зеленая, 1. Следовательно, согласно статьям 30.2, 38.2 ЗК РФ, а также условиям договора аренды на ООО "Ренкапстрой-Астрахань" возложены обязательства по подготовке проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельного участка по улице Зеленая, 1.
Законодателем установлена специальная норма, которая устанавливает, что в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, подготовка документации по планировке территории в границах такого земельного участка или территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 11.4 ЗК РФ раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключён договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, учитывая, что заключение договора аренды земельного участка регулируется нормами Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, включение в договор аренды земельного участка прямой императивной нормы содержащейся в пункте 5 статьи 11.4 Земельного кодекса не требуется.
Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность арендатора по подготовке документации по планировке территории в границах арендуемого земельного участка.
Вместе с тем, ООО "Ренкапстрой-Астрахань" не выполнило надлежащим образом обязательства по подготовке вышеуказанной документации по планировке территории в отношении земельного участка, расположенного по ул. Зеленая, 1, предоставленного ему для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на земельном участке, предоставленном ответчику для комплексного освоения в целях жилищного строительства, построены и введены в эксплуатацию 6 многоэтажных жилых корпусов. Земельные участки под каждым корпусом не разделены.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношении.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В случае неисполнения обязательств, установленных законом ответчиком, права агентства будут нарушены.
Ссылка суда первой инстанции о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты, судебной коллегией признан несостоятельным.
Часть 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса, пункт 5 статьи 11.4 Земельного кодекса выделяет конкретные условия, при которых, подготовка документации по планировке территории в границах земельного участка, раздел земельного участка осуществляется специальным субъектом - лицом, с которым заключён договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Таким образом, законодателем отдельно выделяется публичное обязательство лица, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Поскольку такое обязательство, возникает при условии наличия договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, у арендодателя возникает право требовать исполнения такого обязательства, что подтверждает правильность выбранного способа защиты нарушенного права.
На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Статьей 270 АПК РФ предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, несоответствие выводов суда материалам дела.
В рассматриваемом случае апелляционный суд приходит к выводу о том, что арбитражным судом первой инстанции не применены нормы права, подлежащие применению, выводы суда не соответствуют материалам дела, вследствие чего обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2014 года по делу N А06-972/2014 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ренкапстрой-Астрахань" в федеральный бюджет госпошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 4000 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-972/2014
Истец: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области
Ответчик: ООО "Ренкапстрой-Астрахань"