г. Хабаровск |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А73-10059/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производство апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 24.09.2014
по делу N А73-10059/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 17.07.2014 о наложении административного штрафа N 2696/13/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов) от 17.07.2014 N 2696/13/01/27, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Согласно части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Решением от 24.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ОСП по Центральному району г. Хабаровска имеется исполнительное производство N 2696/13/01/27, возбужденное на основании исполнительного документа: исполнительный лист серии ВС N 046881532 по делу N 2-6782/12 на основании решения от 10.12.2012 года, выданный органом: Центральный районный суд г. Хабаровска 15.01.2013 о возложении обязанности на Министерство ЖКХ Хабаровского края предоставить Татаурову Владимиру Владимировичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в пределах г. Хабаровска согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма на состав семьи - один человек (не менее 18 кв.м. общей площади).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику - 14.02.2013.
26.08.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края в сумме 5 000,00 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.09.2013 по делу N 2-6515/13, оставленным без изменения апелляционным определением от 29.11.2013 N 33-7886/2013, постановление судебного пристава-исполнителя о наложении на должника указанного исполнительского сбора, оставлено в силе.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
Требование судебного пристава-исполнителя от 04.07.2014 N 27001/14/2696 об исполнении решения суда в срок до 09.07.2014 в установленный срок не исполнено.
Указанное требование содержало уведомление о необходимости явиться 10.07.2014 в 12 час. 20 мин. в отдел судебных приставов по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20 с документом, удостоверяющим личность, а также надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи объяснения по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю к административной ответственности в соответствии с части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В назначенный срок представитель должника не явился, информации подтверждающей исполнение решения суда судебному приставу исполнителю не представлено.
10.07.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол N 012362/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
10.07.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска И.А. Прохватиловым вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12 час. 20 мин. 17.07.2014 по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20, каб. N 20.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 15.07.2014, о чем свидетельствуют оттиски входящего штампа.
По состоянию на 17.07.2014 Министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих исполнение или уважительность причин не исполнения судебного акта, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
17.07.2014 начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска И.А. Прохватиловым в отсутствие представителей Министерства, при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство ЖКХ Хабаровского края обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046881532 по делу N 2-6782/12, выданного 15.01.2013 Центральным районным судом г. Хабаровска на основании решения от 10.12.2012, возбуждено исполнительное производство N 2696/13/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Татаурову В.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в пределах г. Хабаровска согласно нормам предоставления площади жилых помещений государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору социального найма на состав семьи - один человек (не менее 18 кв.м. общей площади).
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику выставлялись требования об исполнении решения суда.
Однако, в адрес отдела судебных приставов от Министерства в ответ на требования поступали информационные письма о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в пределах г. Хабаровска.
Требованиями судебного пристава-исполнителя должник предупреждался об административной ответственности, предусмотренной статьей 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
04.07.2014 с целью исполнения вышеуказанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края было вручено очередное требование об исполнении судебного решения в срок до 09.07.2014 года.
В требовании должник предупреждался об ответственности по статье 113 Закона N 229-ФЗ, об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 УК РФ.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Татаурову В.В. благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона N 229-ФЗ раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 17.07.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.09.2014 по делу N А73-10059/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10059/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Начальник ОСП по Центальному р-у г. Хабаровска- Старший судебный пристав, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска