г. Пермь |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А60-4668/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Масальской Н.Г., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой С.Н.,
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Первая грузовая компания": Карпова М.П. - по доверенности N 348 от 05.05.2014;
от ответчика, открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Абашева Е.М. - по доверенности N 19/12-НЮ от 03.08.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 августа 2014 года по делу N А60-4668/2014,
принятое судьёй Казаковой Г.И.
по иску открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН 1077758336985, ИНН 7708643971)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов,
установил:
открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов в период с сентября по декабрь 2013 года, начисленной в общей сумме 76 430 853 руб. 50 коп., на основании статей 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца уменьшение размера иска до 70 502 712 руб. 76 коп., в связи с частично принятыми им возражениями ответчика (том 126 л.д. 26-78, 95-99).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2014 года исковые требования удовлетворены (том 126 л.д. 101-105).
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, обратился с апелляционной жалобой, которой просит его изменить, снизив размер пенни на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) до 10 миллионов рублей.
Считает, что суд необоснованно отклонил его ходатайство о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ. Ссылаясь на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах практики применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 36 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ответчик указывает, что суд был вправе снизить, в том числе, и законную неустойку.
Заявитель жалобы указывает на то, что неустойка, являющаяся способом обеспечения исполнения обязательства, не должна являться средством обогащения кредитора за счет должника, а также на незначительный период задержки (1, 2 дня). По мнению ОАО "РЖД", размер пени за просрочку доставки груза, установленный ст. 97 УЖТ РФ, является чрезмерно высоким. Также заявитель указал на то, что 80 процентов иска составляют порожние вагоны. По мнению ответчика, судом не учтена позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенная им в определении от 30.01.2012 N ВАС-108/12 по делу N А53-5609/2011, также в обоснование своих доводов ссылается на судебную практику иных судов.
Истец с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, считая, что основания для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера начисленной истцом в соответствии со ст. 97 УЖТ РФ пени отсутствовали. Истец отметил, что размер неустойки, начисляемой в соответствии с указанной нормой права, ограничен законодателем - не может превышать размера платы за перевозку груза, доставка которого просрочена.
Представители истца и ответчика в судебном заседании изложенные ими доводы поддержали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ответчиком (перевозчиком) в сентябре-декабре 2013 года была допущена задержка доставки порожних вагонов истца (владелец), что подтверждается представленными в материалы дела транспортными железнодорожными накладными, перечисленными в исковом заявлении.
ОАО "ПГК", ссылаясь на нарушение сроков доставки порожних вагонов, в порядке статьи 97, 120 УЖТ РФ направило в адрес ОАО "РЖД" соответствующие претензии с приложенными к ним документами (согласно перечню в исковом заявлении) с требованием об уплате пени в общей сумме 76 430 853 руб. 50 коп.
Оставление ОАО "РЖД" указанных претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения ОАО "ПГК" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом первой инстанции от истца было принято уменьшение размера иска до 70 502 712 руб. 76 коп., с учетом частично признанных им возражений ответчика по расчету пени.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в заявленном размере, исходил из доказанности факта просрочки доставки порожних вагонов, правомерности начисления пени в заявленном размере, соблюдения ОАО "ПГК" досудебного претензионного порядка урегулирования спора, а также отсутствия оснований для уменьшения размера пени в порядке статьи 333 ГК РФ, ввиду недоказанности ответчиком явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В силу статьи 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Таким образом, статьей 97 УЖТ РФ предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам.
Факт несвоевременного исполнения перевозчиком обязательств по доставке порожних вагонов подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается, оснований для освобождения от ответственности не установлено.
В связи с этим ОАО "РЖД" должно нести ответственность в соответствии со статьей 97 УЖТ РФ в виде уплаты пени в размере 9% платы за перевозку, которая составила, по его уточненному расчету, 70 502 712 руб. 76 коп. Доказательств, свидетельствующих о том, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ, ответчик в материалы дела не представил (ст. 9, 65 АПК РФ).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно не применена статья 333 ГК РФ, и не уменьшен размер пени (до 10 миллионов рублей), апелляционным судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 333 ГК РФ суду предоставлено право уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при обращении в суд с требованием о взыскании неустойки кредитор должен доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником, которое согласно закону или соглашению сторон влечет возникновение обязанности должника уплатить кредитору соответствующую денежную сумму в качестве неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК РФ). Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, а также значительное количество вагонов, доставленных с нарушением срока, подтвержденное материалами дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для применения ст. 333 ГК РФ и снижения предъявленной к взысканию неустойки.
ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии в области железнодорожной перевозки и наряду с другими участниками гражданского оборота несет коммерческие риски при осуществлении предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли (абз. 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).
Статьей 97 УЖТ РФ установлено, что размер пени, установленный данной статьей, не может превышать размера платы за перевозку груза, доставка которого просрочена.
Таким образом, законодателем введено ограничение максимального размера данной неустойки.
Из представленного истцом расчета пени следует, что начисленная неустойка не превышает максимального предела, установленного статьей 97 УЖТ РФ.
Следовательно, суд первой инстанции, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВАС РФ N 81 от 22.12.2011 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", правомерно отклонил ходатайство ответчика о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Заявляя о снижении размера пени до 10 миллионов рублей, ответчик не обосновал указанный размер и не представил расчет пени на указанную сумму, следовательно, данная сумма указана им произвольно.
Ссылки ответчика на акты судебной практики, в том числе вышеуказанное определение ВАС РФ, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку указанные им в жалобе дела аналогичными с настоящим не являются, обстоятельства споров являются различными, судом первой инстанции правомерно дана оценка конкретным обстоятельствам настоящего дела, установлено отсутствие оснований для снижения размера пени, начисленной в порядке ст. 97 УЖТ РФ, в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 августа 2014 года по делу N А60-4668/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.И.Крымджанова |
Судьи |
Н.Г.Масальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4668/2014
Истец: ОАО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"