г. Пермь |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А71-7658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1021801655523, ИНН 1835038790) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) - не явились. извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 сентября 2014 года по делу N А71-7658/2014,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства", г. Ижевск (далее - заявитель, страхователь, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики, г.Ижевск (далее - заинтересованное лицо, Управление, страховщик) о признании недействительным решения от 20.06.2014 N 019/035/171-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.09.2014 заявленные требования удовлетворены в части. Признано незаконным решение Управления от 20.06.2014 N 019/035/171-2014 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 39 932,40 руб., как несоответствующее Федеральному закону N212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Суд обязал Управление устранить нарушение прав и законных интересов предприятия. В удовлетворении остальной части заявленного требования оказано.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворенных требований, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит указанное решение отменить в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью. Не согласно с выводами суда в части признания незаконным решения о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212 -ФЗ ввиду отсутствия состава правонарушения. Указывает на то, что страхователем не были исчислены и уплачены в установленные сроки взносы за март 2011 года. Оплата была произведена в более поздние по сравнению с законом сроки (15.04.2011). Настаивает на том, что выводы суда о правильном исчислении страховых взносов противоречат материалам дела.
Страхователь представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение в обжалуемой части оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения о проведении выездной проверки от 14.04.2014 N 019/035/171-2014 в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 23.05.2014 N 019/035/171-2014, 20.06.2014 вынесено решение N 019/035/171-2014, согласно которому страхователь привлечен к ответственности на основании ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 39 932, 40 руб. предприятию начислены пени по состоянию на 11.12.2011 в сумме 13 042,92 руб.
Основанием для доначисления пени и штрафа послужили выводы Управления Пенсионного фонда о том, что заявителем неправомерно выплаты, произведенные в марте 2011 года в адрес работников предприятия, а именно для Путятина П.А. на сумму частичного возмещения выплат, направленных на приобретение квартиры, для Шурминой И.И. и Богоявленской Л.В. на сумму материальной помощи, учтены как объект обложения страховыми взносами, но не включены в базу для начисления страховых взносов в марте 2011 года. Данные выплаты в нарушение требовании ст.15, ч.1 ст.18, ч.2 ст.28 Закона N 212-ФЗ включены в базу для начисления страховых взносов за ноябрь 2011 года, уплата страховых взносов произведена 12.12.2011.
Несогласие заявителя с решением Управления от 20.06.2014 N 019/035/171-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт несвоевременной уплаты страховых взносов в отсутствие занижения страхователем базы не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", п. 6 которого предусмотрено, что описательная часть акта камеральной проверки должна содержать сведения о выявленной недоимке по страховым взносам, о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки (Требований).
В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
С учетом изложенного, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из представленных в материалы дела акта проверки и решения по ее результатам усматривается, что проверяющими выявлено нарушение страхователем требований законодательства, а именно, занижение базы для исчисления страховых взносов в марте 2011, что явилось основанием для начисления штрафа по ст. 47 ФЗ РФ N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу положений статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9. Названные плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (части 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 10 данного Закона под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу частей 4, 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и(или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
Таким образом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что штрафные санкции, предусмотренные ст. 47 ФЗ РФ N 212-ФЗ, могут быть применены к страхователю только в случае неуплаты взносов в связи с занижением базы по итогам расчетного периода, то есть календарного года.
Указанное также подтверждается тем, что Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 N 232н утвержден Порядок заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (далее - Приложение N 2 к Приказу).
Согласно п. 6.3 Приложения N 2 к Приказу в строке 120 "Доначислено страховых взносов с начала расчетного периода" разд. 1 формы расчета РСВ-1 ПФР плательщиком могут отражаться суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ. При этом в п. п. 16 и 16.1 Приложения N 2 к Приказу по заполнению разд. 4 "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода" формы расчета РСВ-1 ПФР указано, что этот раздел заполняется и представляется плательщиками, доначислившими страховые взносы в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды. В случае самостоятельного выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды, плательщик может отразить суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов.
При этом, календарный месяц не является ни отчетным, ни расчетным периодом.
Кроме того, из текста решения также следует, что после рассмотрения возражений налогоплательщика, Управление также указало на начисление штрафных санкций за расчетный 2011 год (л.д. 30).
Между тем, заявителем сумма страховых взносов за март 2011 года - 199 662 руб., подлежащая уплате, включена в расчет в ноябре 2011 года, что подтверждается формой РСВ-1 за 2011 год и уплачена в декабре 2011 года, что подтверждается платёжными поручениями, приложенными к материалам дела, что правомерн6о расценено судом как отсутствие факта занижения базы для исчисления страховых взносов, влекущего применение штрафных санкций по итогам расчетного периода.
Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (статья 25 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верным выводам об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности за неуплату страховых взносов за 2011 год.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении предприятием положений ст. 17 ФЗ РФ N 212-ФЗ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергают выводов, приведенных выше.
Решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 сентября 2014 года по делу N А71-7658/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7658/2014
Истец: ФГУП "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13252/14