г. Вологда |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А05-5996/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Архангельской области" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2014 года по делу N А05-5996/2014 (судья Дмитревская А.А.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022901564234, ИНН 2923002226; место нахождения 165650, Архангельская область, Холмогорский район, деревня Данилово; далее - учреждение, ФКУ "ИК N 12") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1081001001927, ИНН 1001017400; место нахождения Россия, 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 206; далее - управление, Росфиннадзор) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2014 N 10/А-48/64, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2014 года по делу N А05-5996/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что не является специализированным животноводческим хозяйством по выращиванию животных. Отмечает также, что на оборудование специализированного навозохранилища требуются значительные денежные средства, при этом учреждение является бюджетным учреждением, собственных доходов не имеет. Полагает, что административный штраф в размере 10 000 рублей, является чрезмерно суровой мерой административного наказания. Указывает также на возможность применения судом положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Росфиннадзор в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.03.2014 N 251-р проведена внеплановая выездная проверка ФКУ "ИК N 12" с целью недопущения распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Архангельской области в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. от 24.10.2012 и приказом Россельхознадзора от 28.10.2013 N 543.
По результатам проверки административным органом 24.03.2014 составлен акт N 10/А-48-251-р, согласно которому учреждением допущены нарушения:
пунктов 2.2, 3.3, 7.1, 7.2, 1.10, 7.9 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986;
пунктов 1.3, 1.4, 1,6, 3.1, 3.14, 6.7, 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002;
пунктов 2, 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 29.12.1970;
пунктов 2.4, 2.9, 3.18, 5.9, 8.6 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-81;
пунктов 2, 7, 16 Ветеринарно-санитарных правил внутрихозяйственного убоя скота на мясо, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР с Министерством здравоохранения СССР и Правлением Центросоюза 16.08.1971;
пункта 1.7 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденных Минсельхзпродом Российской Федерации 04.08.1997 N 13-7-2/1027;
пунктов 4.4 и 4.5 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки использования навоза и пометах. ОНТП 17-81, утвержденных приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 N 61;
пункта 1.2.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболеваний животных гельминтозами, утвержденной Минсельхозпродом Российской Федерации;
пунктов 1.2, 2.2, 8.2.2, 8.2.3, 8.2.4, 8.2.5 Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 03.09.1975;
пункта 4.7 "Листериоз. Санитарные правила СП 3.1.088-96 Ветеринарные правила. ВП 13.4.1311-96", утвержденные начальником Департамента ветеринарии Минсельхоза и продовольствия Российской Федерации главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 18.06.1996 N 23 и Первым заместителем Председателя Госкомсанэпиднадзора России - Заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.1996 N 11.
Указанные нарушения выразились в следующем:
- при входе на территорию производственной зоны свинарника ФКУ "ИК N 12" по все ширине прохода находится дезинфекционный коврик, заполненный дезинфекционным раствором "Спектрадез" (записано со слов). На момент проведения проверки (18.03.2014) указанный дезковрик не функционирует в связи с его замерзанием. При этом санитарный пропускник при входе в производственную зону отсутствует (нарушение пункта 3.3 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986);
- при въезде на территорию производственной зоны свинофермы дезбарьер (под навесом) для обработки ходовой части транспорта с подогревом дезраствора при минусовых температурах отсутствует (нарушение пункта 2.2 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986, пункта 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002);
- автотранспорт (тракторная тележка) (на момент проверки) после вывоза навоза механической мойке и дезинфекции не подвергнут (нарушение пункта 6.7 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002);
- при входе в производственные здания свинарников (3 здания) в нарушение пункта 3.14 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002, регламентирующего наличие, ширину, глубину и длину дезинфекционных ванночек, а также глубину заполнения дезинфекционным раствором:
1) в помещении свинарника N 1 (в тамбуре) установлен дезковрик длиной 137 см, шириной 107 см и высотой 7 см, ширина прохода 87 см,
2) в помещении свинарника N 2 (в тамбуре) установлен дезковрик длиной 104 см, шириной 147 см и высотой 5 см, ширина прохода 85 см,
3) в помещении свинарника N 3 (в тамбуре) установлен дезковрик длинной 90 см, шириной 82 см и высотой 8 см, ширина прохода 80 см,
Кроме этого, указанные дезинфекционные коврики не функционируют в связи с тем, что они замерзли от минусовых температур на улице.
В соответствии с Правилами проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденными Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002, при входе в производственные здания устанавливаются дезванночки;
- используемое ФКУ "ИК N 12" дезинфекционное средство "Спектрадез" (согласно записями, сделанными в "Журнале заправки дезинфицирующих ковриков подсобного хозяйства ФКУ "ИК-12" УФСИН России по Архангельской области" (заведен 12.01.2014), не внесено в реестр дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Департаментом ветеринарии Минсельхоза Российской Федерации (нарушение пункта 1.6 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002);
- в план диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на подсобном хозяйстве ФКУ "ИК N 12" на 2014 год не включены дезинфекция и дезинвазия, не предусмотрены сроки проведения, методы и режимы дезинфекции, дезинвазии производственных и вспомогательных помещений, спецодежды и обуви, транспортных средств, территорий и других объектов обработки, потребность в средствах, дезинфекции, дезинвазии, моечно-дезинфекционной технике и людских ресурсах с учетом объема работ, расположения объектов обработки, технологии производства, эпизоотической ситуации и других особенностей хозяйства (нарушение пункта 1.3, 1.4, 3.1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации от 15.07.2002, а также пунктов 7.1, 7.2 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986);
- у ФКУ "ИК N 12" отсутствует специальное письменное разрешение на сбор и использование пищевых отходов от главного ветеринарного врача района (города) по месту нахождения хозяйства (нарушение пункта 2 Ветеринарно-санитарных правил сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 29.12.1970);
- в нарушение пункта 3.18 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-81, автоклав для проварки пищевых отходов находится в здании свинарника N 1;
- на момент проверки тара, в которой, были доставлены пищевые отходы, мойке не подвергнута (нарушение пункта 5 Ветеринарно-санитарных правил сбора пищевых отходов и использование их для кормления свиней, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 29.12.1970);
- навоз частично складирован на территории свинофермы (в деревянном навозохранилище размерами 4*4 м, расположенном на расстоянии 7,1 метра от животноводческого здания), территория свинофермы частично загрязнена навозом, часть навоза вывозится на территорию свалки бытовых отходов расположенной на расстоянии 7 км от учреждения, оборудованное навозохранилище отсутствует (нарушение пункта 1.7 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденных Минсельхзпродом Российской Федерации 04.08.1997 N 13-7-2/1027; пунктов 2.4, 2.9, 5.9 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-81; пунктов 1.10, 7.9 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятии, утвержденных Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986; пунктов 4.4, 4.5 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки использования навоза и помета. ОНТП 17-81, утвержденных Приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 N 61; пункта 1.2.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболеваний животных гельминтозами, утвержденной Минсельхозпродом Российской Федерации);
- в ФКУ "ИК N 12" не ведется Журнал для записи противоэпизоотических мероприятии (сельхозучет, форма N 2-вет) (нарушением пункта 2.2 Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 03.09.1975);
- в ФКУ "ИК N 12" не ведется журнал регистрации учета падежа животных (нарушение пункта 4.7 "Листериоз. Санитарные правила СП 3.1.088-96 Ветеринарные правила. ВП 13.4.1311-96", утвержденных начальником Департамента ветеринарии Минсельхоза и продовольствия Российской Федерации главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 18.06.1996 N 23, утвержденных Первым заместителем Председателя Госкомсанэпиднадзора России - Заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.05.1996 N 11.
Управлением в связи с выявленными нарушениями в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 24.03.2014 N 10/А-48 (том 1, листы 85-88) и вынесено постановление от 09.04.2014 N 10/А-48/64 о привлечении ФКУ "ИК N 12" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. (том 1, листы 9-14).
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования указанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии, Закон N 4979-1) установлено, что под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства.
Согласно статье 2 данного Закона ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 (далее - Правила) предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней и определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среды от загрязнения производственными отходами и распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие свиноводческие предприятия.
Пунктом 1.10 Правил установлено, что проектирование и строительство систем удаления, транспортировки и утилизации навоза должно производиться в соответствии с действующими Общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета.
Навозохранилище размещают с подветренной стороны за пределами ограждения территории комплекса на расстоянии не менее 60 м от производственных зданий.
На основании пункта 2.2 Правил дезинфекционный блок или дезбарьер размещают на главном въезде на территорию предприятия и блокируют с санитарным пропускником. На комплексах с внешним грузооборотом менее и 20 т в сутки (мощностью менее 108 тыс. свиней в год) вместо дезблока предусматривают въездной дезбарьер (под навесом) с подогревом дезраствора при минусовых температурах.
Как установлено пунктом 3.3 Правил, санитарный пропускник строят на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон.
В соответствии с пунктом 7.1 Правил дезинфекция на специализированных свиноводческих предприятиях является составной частью общего технологического процесса производства и проводится по плану, составленному с учетом особенностей технологии воспроизводства, выращивания и откорма свиней.
В плане дезинфекционных работ предусматриваются сроки проведения, методы и режимы дезинфекции основных производственных и подсобных помещений, транспортных средств и других объектов, а также потребность в дезинфицирующих и моющих средствах, дезинфекционной и моечной технике, методы контроля качества дезинфекции (пункт 7.2 Правил).
Удаление, обработку, обеззараживание, хранение и утилизацию навоза проводят в соответствии с требованиями действующих Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета (пункт 7.9 Правил).
Правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденные Минсельхозом Российской Федерации 15.07.2002 N 13-5-2/0525 (далее - Правила проведения дезинфекции и дезинвазии) предназначены для ветеринарных специалистов, обслуживающих животноводческие предприятия (хозяйства), предприятия, перерабатывающие животноводческую продукцию, отрасль пчеловодства, работающих в ветсанотрядах, на транспорте.
Дезинфекцию, дезинвазию объектов включают в план противоэпизоотических, противопаразитарных мероприятий по каждой ферме, хозяйству, району, области, краю, республике (пункт 1.3 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии).
В плане предусматривают сроки проведения, методы и режимы дезинфекции, дезинвазии производственных и вспомогательных помещений, спецодежды и обуви, транспортных средств, территории и других объектов обработки, потребность в средствах дезинфекции, дезинвазии, моечно-дезинфекционной технике и людских ресурсах с учетом объема работ, расположения объектов обработки, технологии производства, эпизоотической ситуации и других особенностей хозяйства (пункт 1.4 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии).
Для дезинфекции, дезинвазии используют средства, разрешенные к применению Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, имеющие сертификаты завода-изготовителя, удостоверяющие их соответствие требованиям государственных (отраслевых) стандартов или технических условий (пункт 1.6 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии).
Профилактическую дезинфекцию помещений для животных (птицы) осуществляют по плану, составленному с учетом особенностей технологии производства и эпизоотического состояния зоны расположения хозяйства (пункт 3.1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии).
Одновременно с помещениями обеззараживают все находящееся в них оборудование и инвентарь.
Для дезинфекции обуви у входа в производственные здания на всю ширину прохода оборудуют дезванночки длиной 1,5 м, которые на глубину 10 см заполняют дезинфицирующим раствором. Внутри здания у входа в каждую изолированную секцию (бокс) устанавливают дезковрики, заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, которые обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, используемым для дезинфекции помещений (пункт 3.14 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии).
Согласно пунктам 6.7 и 6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии транспорт после вывоза навоза и помета ежедневно после выполнения работы подвергают механической очистке, мойке горячим щелочным раствором (0,1 - 0,2%-ным) или горячей водой и дезинфицируют осветленным раствором хлорной извести с содержанием 2,5% активного хлора, 1%-ным раствором йодеза.
С целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9 - 10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20 - 30 см заполняют одним из растворов: 4 %-ным горячим (60 - 70 °С) раствором едкого натра, 4 %-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2 %-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20 - 30 мин.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
В неотапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10 - 15% поваренной соли.
Санитарные правила для животноводческих предприятий, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 N 4542-87 (далее - Правила N 4542-87) распространяются на проектирование, строительство и эксплуатацию животноводческих комплексов и ферм крупного, мелкого рогатого скота и свиней, с кормоприготовительными отделениями, цехами и кормохранилищами (перечисленные объекты именуются в дальнейшем "животноводческими предприятиями").
Пунктом 2.4 Правил N 4542-87 установлено, что прифермерские навозохранилища следует располагать за пределами ограждения фермы на расстоянии, предусмотренном ОНТП 1-87.
Как установлено пунктом 2.9 Правил N 4542-87 площадки у животноводческих зданий, у навозохранилищ, предусмотренные для транспорта, находящегося под погрузкой и выгрузкой навоза, должны иметь твердое покрытие, быть оборудованы жижесборниками и подвергаться ежедневной уборке и регулярной санитарной обработке.
Линия обработки пищевых отходов в кормоцехах должна устанавливаться в изолированном помещении (пункт 3.18 Правил N 4542-87).
На основании пункта 5.9 Правил N 4542-87 твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 месяца в теплый период года и не менее 2 месяцев - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденные Минсельхозпродом Российской Федерации 04.08.1997 N 13-7-2/1027 предназначены для осуществления контроля за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений подготовки навоза, помета и стоков, с целью получения экологически безопасных органических удобрений, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений возбудителями инфекционных и инвазионных болезней.
Пунктом 1.7 указанных правил предусмотрено, что сооружения подготовки навоза, помета и стоков располагают за пределами ограждений территорий ферм, комплексов и птицефабрик с подветренной стороны и ниже водозаборных сооружений.
Расстояние от сооружений до жилой застройки и животноводческих помещений зависит от мощности предприятий и определяется по таблице 1.
Согласно данной таблице, открытые хранилища (накопители) жидкого навоза должны располагаться от животноводческих зданий на расстоянии не менее 60 метров.
Согласно пунктам 4.4 и 4.5 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета. ОНТП 17-81, утвержденных приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 N 61, конструкция навозохранилищ и пометохранилищ зависит от консистенции навоза и помета, физико-химических свойств грунта, уровня грунтовых вод. Они могут быть заглубленными или наземными. Навозохранилища и пометохранилища должны иметь ограждения и съезды (1:5) для транспорта.
Глубину навозохранилищ для жидкого навоза и помета следует назначать до 5 м, ширину не менее 12 - 20 м, откосы и днище должны иметь твердое покрытие. Навозохранилища должны иметь устройства для забора жидкого навоза насосами. При расчете устойчивости дамб и плотин навозохранилищ следует учитывать объемную массу навоза (1040 кг/куб.м).
Для хранения и обезвоживания подстилочного навоза и помета с подстилкой следует предусматривать незаглубленные водонепроницаемые площадки или хранилища глубиной 1,5 - 2 м. В районах выпадения повышенного количества атмосферных осадков допускается устройство перекрытых хранилищ. Количество хранилищ должно быть не менее двух. Для сбора и отвода жидкости из хранилищ следует предусматривать жижесборники. Дно хранилища должно иметь уклон 0,002 - 0,003 в сторону жижесборника или иметь отводные канавки. При совмещении складирования с биотермической обработкой навоза и помета высоту загрузки следует принимать не более 2 м.
На основании пункта 1.1 и 1.2.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболеваний животных гельминтозами, утвержденной Минсельхозпродом Российской Федерации, в целях предупреждения и ликвидации гельминтозов руководители и специалисты хозяйств, ферм (отделений), фермеры, владельцы животных осуществляют комплекс общих ветеринарно-санитарных и специальных лечебно-профилактических мероприятий с учетом биологии возбудителей, особенностей эпизоотологии вызываемых ими болезней в местных климатогеографических условиях и технологии содержания животных, помимо того, создают условия кормления, водопоя, содержания, отвечающие требованиям зоогигиены:
- кормят животных в помещениях и базах только из кормушек;
- поят свежей и чистой водой из водопровода, колодцев, рек и быстро текущих ручьев. Поение из прудов и других стоячих водоемов проводят при условии создания колодцев-фильтров. Не допускают водопой из луж, мочежин, канав, ям и каналов. Подступы к водоисточникам должны быть сухими, оборудованы специальными площадками с твердым грунтом или покрытием;
- обеспечивают чистоту животноводческих помещений, кормушек, поилок, предметов ухода, инвентаря, оборудования, дворов, выгульных площадок, соляриев и территорий вокруг скотных дворов. Помещения должны быть вентилируемыми, сухими, светлыми; животных размещают в них в соответствии с ветеринарно-санитарными нормами;
- навоз и помет из помещений, с выгульных площадок и базов регулярно убирают в специальные навозохранилища для обезвреживания. Для уборки навоза выделяют специальные инвентарь и транспорт, которыми не пользуются при перевозке кормов. Фекалии собак собирают и уничтожают;
- осуществляют дезинвазию помещений, выгульных площадок, оборудования и инвентаря с учетом рекомендаций, изложенных в разделе 5, а также технологии содержания животных;
- не допускают содержания собак в животноводческих помещениях и в местах хранения кормов, организуют борьбу с мухами;
- на каждой ферме оборудуют санузлы.
В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности, утвержденной Минсельхозом СССР 03.09.1975 необходимо вести Журнал для записи противоэпизоотических мероприятий.
"СП 3.1.088-96. ВП 13.4.1311-96. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 5. Листериоз. Санитарные правила. Ветеринарные правила" содержат основные требования к комплексу профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий; представлены методы оздоровления неблагополучных хозяйств, профилактика инфицирования продуктов питания на предприятиях торговли; мероприятия, направленные на ограничение роли человека как источника возбудителя инфекции.
Как установлено пунктом 4.7 данных Санитарных правил, необходимо вести строгий учет случаев абортов, мертворождения и падежа животных и направлять патологический материал на исследование в ветлабораторию.
Как следует из материалов дела, в частности пункта 2.2 устава ФКУ "ИК-12", основным видом его деятельности является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и иных мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.
На основании пункта 1.10 устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае таковой является, в том числе, животноводческая деятельность по содержанию подсобного хозяйства (выращиванию свиней)
В силу статьи 15 Закона N 4979-1 продукты животноводства должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Также указанной статьей на владельцев животных и производителей продуктов животноводства возложена обязанность по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, по содержанию в надлежащем состоянии животноводческих помещений и сооружений для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, недопущению загрязнения окружающей среды отходами животноводства; по соблюдению установленных ветеринарно-санитарных правил перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Учреждение является организацией, содержащей животных и производителем продуктов животноводства, следовательно, ФКУ "ИК-12" в полной мере должно соблюдать требования к животноводческим хозяйствам, в том числе изложенные в Ветеринарных правилах и Санитарных правилах и нести ответственность за здоровье, содержание животных и за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.
На основании изложенного, довод подателя жалобы о том, что поскольку учреждение не является специализированным животноводческим хозяйством по выращиванию животных, то в связи с этим не должно нести ответственность за несоблюдение вышеуказанных правил подлежит отклонению.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт выявленных в ходе проверки нарушений учреждением не оспаривается и подтверждается актом проверки от 24.03.2014 N 10/А-48-251-р, протоколом от 24.03.2014 N 10/А-48/64 об административном правонарушении, а также иными материалами административного дела в совокупности.
На основании статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии учреждения состава вмененного ему в вину правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения ФКУ "ИК N 12" установленных ветеринарных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учреждение в апелляционной жалобе ссылается на незамедлительное устранение выявленных нарушений и бюджетное финансирование.
Однако данные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении выявленного административного правонарушения и не влекут за собой признание постановления управления от 09.04.2014 N 10/А-48/64 незаконным.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Статьей 4.2 названного Кодекса определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции учтены обстоятельства дела, характер совершенного ответчиком административного правонарушения, имущественное и финансовое положение учреждения, привлечение к административной ответственности впервые, в связи с этим административное наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере - 10 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество ссылается на малозначительность совершенного им правонарушения и в связи с этим просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Указанный довод был оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены при наличии исключительных обстоятельств, которых в данном деле не установлено.
Кроме того, вопрос о применении статьи 2.9 КоАП РФ был рассмотрен и административным органом при вынесении постановления. Управление также не посчитало возможным применить положение о малозначительности, что нашло отражение в его постановлении.
Суд первой инстанции правильно отметил, что в рассматриваемом случае нарушение заявителем ветеринарно-санитарных правил создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку их несоблюдение связано не только с угрозой возникновения опасных болезней у животных, но и их распространением среди населения и, как следствие, угрозой для жизни и здоровья человека.
То обстоятельство, что учреждением незамедлительно устранены выявленные при проверке нарушения, также не свидетельствует о наличии обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ указанные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2014 года по делу N А05-5996/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения Исправительная колония N 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5996/2014
Истец: ФКУ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 12 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу