г. Хабаровск |
|
20 ноября 2014 г. |
А73-9674/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: не явились ;
от Общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ДК": Клименко К.В. ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 15.09.2014 по делу N А73-9674/2014
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ДК"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - административный орган, министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр ДК" (ОГРН: 1112721003152; далее - общество, ООО "МЦДК", лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.09.2014 в удовлетворении требования отказано по мотиву недоказанности состава вмененного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось с апелляционной жалобой.
В обоснование своих доводов апеллянт сослался на то, что судом не дана надлежащая оценка фактам и доказательствам, подтверждающих нарушения обществом лицензионных требований.
В судебном разбирательстве во второй инстанции представитель заявителя участия не принимал.
Представитель общества в судебном заседании отклонил позицию заявителя жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционные жалобы и отзыва на нее, заслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный приходит к следующему.
Как усматривается из материалов настоящего дела, административным органом проведена внеплановая выездная проверка наличия у лицензиата возможностей для выполнения обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой установлено, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а именно лицензиат осуществляет медицинскую деятельность по адресу, не указанному в приложении к лицензии, и оказывает населению платные медицинские услуги в нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, а также ООО "МЦДК" нарушает Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила).
По итогам проверочных мероприятий надзорным органом составлен акт проверки от 08.07.2014 и протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества к ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о не доказанности в полном объеме состава вменяемого нарушения в действиях общества.
Возражения заявителя жалобы сводятся к несогласию с данными выводами.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требований.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 11 статьи 19 исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
Пунктом 6 этого Положения установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно пункту 4 этого Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы"; у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов";
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";
намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Пунктом 5 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) (1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 утверждены "Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил, исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую в том числе следующие сведения:
б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
Пунктом 12 Правил установлено, что информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Обществу вменяется осуществление медицинской деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии N ЛО-27-01-001481 от 14.05.2014, что, по мнению административного органа, подтверждается фотокопиями амбулаторных карт, копиями квитанций оплаты услуг, договором на оказание платных медицинских услуг, фотоматериалами оказания медицинской помощи, ведения учетной медицинской документации (в процедурном кабинете медицинской сестрой осуществляется ведение медицинской учетной документации - журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки, журнал контроля концентраций рабочих растворов дезинфицирующих стерилизующих средств, и др.) информацией с официального сайта ООО "МЦДК". Кроме того, на информационных стендах ООО "МЦДК" отсутствуют: адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; лицензия на осуществление медицинской деятельности, перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; адрес места нахождения и телефон выдавшего лицензию на осуществление медицинской деятельности лицензирующего органа.
По материалам дела второй инстанцией установлено, что общество обратилось в Министерство здравоохранения Хабаровского края с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности от 07.05.2014 N ЛО-27-01-001481 (зарегистрированным за N ЛО-27-01-000154- 14 от 09.06.2014). Основанием для этого послужило прекращение деятельности лицензии по адресу: 680038, г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, 38, функциональное помещения 0 (7-9, 29, 34, 39); изменение адреса осуществления деятельности: 680022 г. Хабаровск, ул. Воронежская, 49Б литер Б (пом. 164-176, 177, 186-197). Переоформленная лицензия выдана 09.07.2014.
Проверочные внеплановые выездные мероприятия проведены административным органом 08.07.2014 по адресу: Хабаровск, ул. Воронежская, 49Б литер Б (пом. 164-176, 177, 186-197),по итогам которых он пришел к выводу о нарушение лицензиатом частей 1 и 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ (осуществление медицинской деятельности по адресу, не указанному в приложении к лицензии) и Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (отсутствие на информационных стендах необходимой информации).
Исходя из статьи 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установление события и состава административного правонарушения, наличие которых подлежит установлению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования, и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные министерством письменные доказательства, а также опросив в судебном заседании свидетелей Шульга К.В. и Черникову Г.В., суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях лицензиата вменяемого нарушения, поскольку присутствие в спорном помещении медицинских работников лицензиата и нахождение в указанном помещении карточек пациентов, установление факта хранения лекарственных средств, а также проведение генеральной уборки и мероприятий по обеззараживанию, дезинфекции и стерилизации помещений, не свидетельствуют прямо об оказании указанному адресу медицинских услуг.
Нахождение врачей в спорном здании после утреннего приема пациентов по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, 38, (адрес осуществления деятельности, указанный в лицензии), продиктовано участием в проводимой лицензирующим органом проверки нового места осуществления деятельности для демонстрации готовности к работе новых кабинетов, оборудования и т.п. Платные медицинские услуги населению указанными лицами по адресу г. Хабаровск, ул. Воронежское шоссе, 49, не осуществлялись. Карты пациентов были привезены указанными лицами для хранения по новому адресу.
Довод заявителя жалобы, что имело место ведения приема врачей по адресу: ул.Воронежское шоссе, 49, не принимается во внимание, так как из представленных фотоматериалов усматривается ведение педагогом приема, что не относится к медицинской деятельности.
Сведения сайта лицензиата о переезде по новому адресу, а также то, что
карты пациентов были специально привезены для хранения по новому адресу, сами по себе не свидетельствуют о факте осуществления деятельности по этому адресу.
Обоснованно отклонен довод административного органа о том, что проведение мероприятий по регулярной санитарной обработке помещений и ведение соответствующих журналов, не являются надлежащим доказательством осуществления лицензируемой медицинской деятельности.
Оценив в совокупности все доказательства в порядке главы 7 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности в действиях общества нарушения, касаемого адреса осуществления деятельности.
Относительно факта нарушения Правил предоставления медицинских услуг (отсутствие на информационных стендах необходимой информации) суд второй инстанции также поддерживает вывод арбитражного суда, поскольку не доказан сам факт осуществления деятельности по спорному адресу.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к тому, что у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для привлечения ООО "МЦДК" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу спора не опровергают выводы суда, которым дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, оснований для переоценки суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2014 по делу N А73-9674/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9674/2014
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "Медицинский центр ДК"