Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2015 г. N Ф03-282/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А51-20914/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СЛайн"
апелляционное производство N 05АП-13707/2014
на решение от 03.10.2014
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-20914/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СЛайн" (ИНН 2536198589, ОГРН 1082536001646, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.02.2008)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения,
при участии:
от ООО "СЛайн": представитель Тарасенко Р.В. по доверенности от 22.07.2014, сроком на один год, паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СЛайн" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - ответчик, управление) от 22.07.2014 об отказе в обеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 7, для строительства капитальных гаражей, а также об обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить ООО "СЛайн" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Анны Щетининой, д. 7, для строительства капитальных гаражей (с учетом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда от 11.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "СЛайн" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что документация по планировке территории жилого района "Снеговая падь" не разработана и не утверждена, его границы также не утверждены, земельные участки в пределах испрашиваемой территории не зарезервированы, в связи с чем применение судом первой инстанции положений статей 41, 42 Градостроительного кодекса РФ в рассматриваемом случае необоснованно. Не согласен заявитель и с выводом суда первой инстанции о наложении испрашиваемого обществом земельного участка на земельный участок, схема которого утверждена третьему лицу - Лобода С.В. В обоснование указанного довода указывает, что границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:3859 отсутствуют.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что у Управления отсутсвовали, предусмотренные Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, правовые основания для принятия 22.07.2014 решения об отказе.
В судебном заседании представитель ООО "СЛайн" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
Из материалов дела судом установлено:
27.11.2013 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 7, для строительства капитальных гаражей, с предварительным согласованием места размещения гаражей в капитальных конструкциях.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края письмом от 05.12.2013 N 20/03/02-12/33913 обратился в УГА администрации г. Владивостока для обеспечения выбора земельного участка испрашиваемого обществом.
Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока письмом от 29.01.2014 N 33485/20у запросило у общества дополнительные документы.
20.02.2014 в адрес УГА администрации г. Владивостока дополнительно поступил пакет документов: обоснование размера земельного участка с графическим приложением.
Рассмотрев обращение Департамента и приложенные к нему документы, письмом от 22.07.2014 N 33485/20у Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока отказано в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Общество, не согласившись с решением УГА администрации г.Владивостока, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд. О
Отказывая в удовлетворении заявленных треблований, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления имелись правовые основания для принятия решения об отказе в обеспечении выбора спорного земельного участка по заявлению общества.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусморено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 27.11.2013 Общество просило предоставить ему в аренду земельный участок примерной площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, 7, для строительства капитальных гаражей.
Управлением выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства, не производилось.
Отказывая в выборе земельного участка для строительства капитальных гаражей, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока указало, что в настоящее время ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", после утверждения которой, будут определены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Кроме того, на основании обращения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока утверждена схема расположения земельного участка в районе ул. Анны Щетининой, 7 для размещения парка отдыха. В настоящее время на данную территорию осуществлен государственный кадастровый учет (25:28:040014:3859). Отказ оформлен письмом от 22.07.2014 N 33485/20у.
Оценивая правомерность данного отказа в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, коллегия исходит из следующего:
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь" г. Владивостока, площадью 7728026 кв. м.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что приостановление оказания органами местного самоуправления услуги по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории не предусмотрено.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ссылка Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в оспариваемом отказе, а также выводы суда первой инстанции в указанной части, на невозможность произвести выбор земельного участка до утверждения проекта планировки территории жилого района "Снеговая падь", основаны на неверном толковании норм материального права.
Вместе с тем, оценивая правомерность оспариваемого отказа по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:3859, необходимо отметить следующее:
В материалы дела представлены Распоряжение УГА администрации г. Владивостока от 08.04.2014 N 666 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, 7, гр. Лобода Валентине Сергеевне вид разрешенного использования: сады, скверы, парки, бульвары; цель предоставления: для размещения парка отдыха", а также обзорная схема взаимного расположения земельного участка, испрашиваемого ООО "СЛайн" (л.д. 99-103 т.1), земельному участку с кадастровым номером 25:28:040014:3859 (л.д. 104 т.1).
По смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору по заявлению общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не предусмотрено.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Коллегия отклоняет довод общества о недоказанности материалами дела того факта, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:3859, отображенный на обзорной схеме взаимного расположения, и земельный участок, схема которого утверждена гр. Лободе В.С., является одним и тем же земельным участком.
Коллегия апелляционного суда, проанализировав графические документы, в том числе схему, ситуационный план земельного участка, приложенные к Распоряжению УГА администрации г. Владивостока от 08.04.2014 N 666, считает, что в данном случае речь идет об одном и том же земельном участке. Доказательств обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела представлено не было.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:3859 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "размещение парка отдыха".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства капитальных гаражей, его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:3859 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная Обществом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенное, у Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока имелись правовые основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:3859.
Поскольку указанное УГА обстоятельство препятствуют обеспечению выбора земельных участков в районе ул. Анны Щетининой, 7, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону и в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что ошибочные выводы суда первой инстанции в части указания на обоснованность выводов Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в оспариваемом отказе на невозможность формирования испрашиваемого земельного участка до утверждения документации по планировке территории жилого района "Снеговая Падь" не повлекли принятие незаконного решения по существу, коллегия, с учетом абзаца 2 пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции от 03.10.2014.
Апелляционный суд на основании статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2014 по делу N А51-20914/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20914/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2015 г. N Ф03-282/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СЛайн"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношний ПК, Департамент земельных и имущественных отношний Приморского края