г. Хабаровск |
|
19 ноября 2014 г. |
А73-8116/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки": Мощанский С.Е., представитель по доверенности от 05.03.2013 б/н;
от Муниципального образования "Город Хабаровск": Фадеева Е.А., представитель по доверенности от 26.05.2014 N 1.1.27-566;
от Администрации г. Хабаровска: Фадеева Е.А., представитель по доверенности от 26.05.2014 N 1.1.27-566;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки"
на решение от 11.08.2014
Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8116/2014
принятое судьей Манник С.Д.
по исковому заявлению Закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки"
к Муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении заключения соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов и обязании заключить договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерно общество "Амурские пассажирские перевозки" (далее - ЗАО "Амурские пассажирские перевозки", ЗАО "АПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (далее - муниципальное образование, администрация) о признании незаконным бездействия Администрации города Хабаровска, выразившегося в уклонении от заключения соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов; об обязании Администрации города Хабаровска заключить договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов с Закрытым акционерным обществом "Амурские пассажирские перевозки".
Определением от 21.07.2014 судом первой инстанции на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Хабаровска.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 11.08.2014 в удовлетворении требований общества отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ЗАО "Амурские пассажирские перевозки", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение первой инстанции по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования общества. В обоснование жалобы указывает на то, что тарифы на внутригородские маршруты были повышены в 2014 году в 2,3 раза, тогда как в экспертном заключении было рекомендовано увеличить их в 3,26 раза. Полагает, что администрация необоснованно уклоняется от обязанности заключения с обществом соглашения на субсидирование убыточности осуществляемых перевозок на внутригородских речных маршрутах. Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что заключение договора субсидирования возможно только в рамках муниципального заказа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" и Администрации города Хабаровска возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчиков, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" учреждено 14.07.2011 с целью осуществления внутригородских и пригородных перевозок пассажиров (в границах городских округов г. Хабаровска и г. Николаевск-на-Амуре). Деятельность по перевозке пассажиров общество начало осуществлять с навигации 2013 года.
19.03.2014 общество письмом за N АПП-Б-157 направило в администрацию проект договора N 2 на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом. Проектом договора общество предложило условия, что оно как перевозчик обязуется осуществлять в навигацию 2014 года регулярные пассажирские перевозки водным транспортом во внутригородских маршрутах г. Хабаровска по расписанию и тарифам, установленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, а администрация (как заказчик) обязуется перечислять перевозчику субсидии, предусмотренные на эти цели Решением Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 N 851.
Письмом от 04.04.2014 N АПП-Б-177 общество предложило администрации подписать проект направленного договора и перечислить аванс в сумме 8,8 млн. руб.
Администрация письмом от 08.04.2014 N 1.1.20-1985 сообщила обществу о своем решении, предусматривающем предоставление адресной материальной помощи пассажирам, пользующимся речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года, в связи с чем субсидирование перевозчиков из бюджета города производиться не будет. Этим же письмом администрация направила обществу свой проект договора, в котором отсутствует условие об обязанности субсидирования ЗАО "АПП" как перевозчика.
Общество также обратилось с заявлением от 03.04.2014 N 02-15-443 о пересмотре тарифов на навигацию 2014 года в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Отделом регулирования цен и тарифов на товары и услуги Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в экспертном заключении от 09.04.2014 предложено для ЗАО "АПП" увеличить действующие тарифы на краевых пригородных маршрутах на 15 процентов. В заключении также указано, что в случае отсутствия дотаций из бюджета г. Хабаровска тарифы на внутригородских маршрутах необходимо увеличить в 3,26 раза.
Постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.04.2014 N 10-Ц, N 11-Ц установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров (взрослый тариф и детский) и багажа речным транспортом соответственно по внутригородским маршрутам и в пригородном сообщении города Хабаровска. Установленные тарифы не являются адресными, распространяются на всех речных перевозчиков, осуществляющих эту деятельность. Также в тарифах не установлены отдельные льготные тарифы для отдельных граждан.
Также Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 23.04.2014 для общества с начала навигации 2014 года установлены и отдельные предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые теплоходом "Заря" по линии "Хабаровск - Победа" (пригородный маршрут).
В апреле 2014 года Администрация г. Хабаровска (заказчик) направила ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" (перевозчик) подписанный с её стороны договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах, который обществом был подписан 29.04.2014 с протоколом разногласий к договору, в который им дополнительно включены условия о компенсации заказчиком убытков перевозчика и перечислении заказчиком в 2014 году субсидий размере 12 929 000 руб., в том числе ежемесячно в период мая - октября 2014 года по 2 154 833,34 руб.
Полагая, что администрация необоснованно уклоняется от заключения соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 789, 798 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пришел к выводу о том, что поскольку бюджетные обязательства городского округа "Город Хабаровск" по предоставлению субсидий перевозчикам (ЗАО "АПП") по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах не принимались, у администрации отсутствует обязанность по предоставлению субсидий и проведению соответствующего конкурса или аукциона на осуществление муниципального заказа на организацию перевозок пассажиров на внутригородских речных маршрутах в пределах границ г. Хабаровска.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными в связи со следующим.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, в числе других, отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Как установлено судом по материалам дела, пунктом 2 приложения N 13 к Решению Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 N 851 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах по 12 929 700 руб. в год.
По обоснованному выводу суда первой инстанции, в приложении N 13 к Решению N 851 прямо не указано, что предусмотренные субсидии адресно предназначены только для одного перевозчика - ЗАО "Амурские пассажирские перевозки".
Письмом от 08.04.2014 N 1.1.20-1985 администрация сообщила обществу о принятом решении о предоставлении адресной материальной помощи пассажирам, пользующимся речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года, в связи с чем субсидирование перевозчиков из бюджета города производиться не будет.
Кроме того, Решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 N 906 в названное выше Решение от 24.12.2013 N 851 внесены изменения, в соответствии с которыми случаи субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах исключены из расходных обязательств бюджета городского округа "Город Хабаровск" на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Таким образом, на время рассмотрения вопроса о заключении договора муниципальным правовым актом, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ, не было предусмотрено предоставление из местного бюджета субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах.
Апелляционный суд отмечает, что согласно разделу Ш Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий юридическим лицам относится к расходам бюджета.
В силу пункта 1 статьи 72 БК РФ, статьи 54 Закона N 131-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 рассматриваемой статьи.
Формирование и размещение муниципального заказа до 01.01.2014 осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), с 01.01.2014 - Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства и учитывая, что бюджетные обязательства городского округа "Город Хабаровск" по предоставлению субсидий перевозчикам (ЗАО "АПП") по возмещению части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах не принимались, суд первой инстанции обоснованно указал, что у администрации отсутствует обязанность по проведению соответствующего конкурса или аукциона на осуществление муниципального заказа на организацию перевозок пассажиров на внутригородских речных маршрутах в пределах границ г. Хабаровска в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что тарифы на внутригородские маршруты были повышены в 2014 году в 2,3 раза, тогда как в экспертном заключении было рекомендовано увеличить их в 3,26 раза, на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку указанные тарифы органами местного самоуправления городского округа не утверждались.
Ссылки на необоснованное уклонение администрации от обязанности заключения соглашения на субсидирование убыточности осуществляемых перевозок на внутригородских речных маршрутах, на возникновение убытков от социальных перевозок являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что заключение договора субсидирования возможно только в рамках муниципального заказа, апелляционным судом отклоняются, поскольку удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения средств местного бюджета возможно только с соблюдением выше приведенных норм Закона N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ и с учетом законодательства об обеспечении муниципальных нужд.
На основании изложенного, судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.08.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8116/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8116/2014
Истец: ЗАО "Амурские пассажирские перевозки"
Ответчик: Администрации города Хабаровска, Муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации г. Хабаровска