г. Владивосток |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А51-18891/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачёва,
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный консалтинг",
апелляционное производство N 05АП-13595/2014
на решение от 01.10.2014
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-18891/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный консалтинг" (ИНН 2538144250, ОГРН 1112538000431, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.01.2011)
к Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012)
об отмене постановления от 20.06.2014 N 02-97/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Чернякова О.С., по доверенности от 09.01.2014 N 52/01/04/-02/3, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 2970;
общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный консалтинг" не явилось,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный консалтинг" (далее по тексту - заявитель, ООО "Дальневосточный консалтинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Инспекция РСН и КДС Приморского края, Инспекция, административный орган) от 20.06.2014 N 02-97/2014 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Дальневосточный консалтинг" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2014 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции от 01.10.2014, ООО "Дальневосточный консалтинг" считает судебный акт незаконным по следующим основаниям. В нарушение положений пунктов 3.3.4 Административного регламента Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартальных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждённого Приказом Инспекции РСН и КДС Приморского края от 11.04.2013 N 24, при проверке достоверности сведений, содержащихся в отчётности общества за 3 квартал 2013 года мотивированный запрос с требованием представить необходимые для проведения документальной проверки документы Инспекцией Обществу не направлялся.
Также заявитель со ссылкой на пункт 2.2.10 Положения об Инспекции, подпункта 9 пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" считает, что Инспекция не вправе была выдавать спорное предписание N 02-24/14 от 21.03.2014, поскольку Общество не осуществляет привлечение денежных средств граждан для строительства. Кроме того, Общество указывает на то, что спорное предписание N 02-24/14 от 21.03.2014 содержит в себе ссылки на предписание N 02-04/14 от 13.01.2014, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2013 по делу NА51-12639/2014, признано не отвечающим требованиям действующего законодательства.
Таким образом, заявитель считает, что поскольку предписание от 21.03.2014 N 02-24/14 является незаконным, то, соответственно, является незаконным и постановление от 20.06.2014 N 02-97/2014 по делу об административном правонарушении за его неисполнение, поскольку отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ. На основании вышеизложенного, заявитель просит решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2014 отменить и принять новый судебный акт, которым постановление Инспекции от 20.06.2014 N 02-97/2014 по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции Общество не явилось, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу Общества в отсутствие его представителя.
Представитель Инспекции РСН и КДС Приморского края в судебном заседании и в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, указывает на то, что предписание N 02-24/2014 от 21.03.2014 Обществом обжаловано не было, являлось законным и не нарушало права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежало обязательному исполнению заявителем. Соответственно, неисполнение законного предписании Общества явилось основанием для его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ по постановлению Инспекции от 20.06.2014 N 02-97/2014. На основании изложенного, Инспекция просит решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Дальневосточный консалтинг" осуществляет привлечение денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при строительстве следующих объектов:
- малоэтажные многоквартирные дома N N 1, 2, 3, 4, 5 по ул.Спортивная, 14 в г. Находке;
- малоэтажный многоквартирный дом по ул. Красноармейская, 56, в Вольно-Надеждинском сельском поселение, Надеждинский район;
- два трёхэтажных жилых дома в районе ул. Лазо, 26, в пгт. Славянка, Хасанский район, Приморский край.
30.10.2013 Обществом как застройщиком была представлена в Инспекцию отчетность за 3 квартал 2013 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства по вышеназванным объектам, в ходе проверки которой Инспекцией выявлены нарушения Правил предоставления застройщиком ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, выразившееся в следующем.
В соответствии с представленными ООО "Дальневосточный консалтинг" в Инспекцию документами количество денежных средств участников долевого строительства, привлечённых застройщиком в отчётном периоде, составляет 125,0 млн. руб.; количество денежных средств, израсходованных застройщиком за отчётный период, составляет 80,0 млн. руб. Вместе с тем в представленной Обществом форме отчёта N 3 (приложение N 3 к Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства) за 3 квартал 2013 года в графе 2 количество денежных средств участников долевого строительства, привлечённых застройщиком в отчётном периоде, указано 155,0 млн. руб., а в графе 8 (общее количество денежных средств, израсходованных застройщиком за отчётный период) указано 85,0 млн. руб. При этом документов, подтверждающих расходование Обществом денежных средств на сумму 85,0 млн. руб. заявителем в Инспекцию не представлено.
По результатам проверки 13.01.2014 Инспекцией выдано ООО "Дальневосточный консалтинг" предписание N 02-04/14 об устранении выявленных нарушений в срок до 03.03.2014. в том числе пунктом 8 указанного предписания Обществу было предписано указать верные значения показателей в приложении N 3 отчетности о количестве денежных средств, израсходованных застройщиком за отчетный период.
На основании распоряжения Инспекции от 03.03.2014 N 181 в отношении Общества Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 13.01.2014 N 02-04/14, в ходе проверки было установлено, что требования предписания N 02-04/14 Обществом не исполнены.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт N 02-43 от 21.03.2014 и выдано Обществу новое предписание N 02-24/14 от 21.03.2014, в соответствии с которым ООО "Дальневосточный консалтинг" в срок до 30.04.2014 необходимо было представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчетность Общества об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 3 квартал 2013 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, а именно отчеты по формам согласно приложениям NN 1-4, справки, расчёт нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности ООО "Дальневосточный консалтинг" за 3 квартал 2013 года), уточнить и указать верное значение показателя в графе 8 приложения N 3 отчетности застройщика о количестве денежных средств, израсходованных застройщиком за отчетный период.
Предписание N 02-24/14 от 21.03.2014 было направлено Инспекцией по юридическому адресу Общества и получено им 28.03.2014 согласно отметке на почтовом уведомлении (л.д. 78).
30.05.2014 на основании распоряжения и.о. руководителя Инспекции от 14.05.2014 N 396, Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка исполнения ООО "Дальневосточный консалтинг" предписания N02-24/14 от 21.03.2014. О проведении проверки Общество было извещено надлежащим образом согласно отметке представителя на почтовом уведомлении от 21.05.20014 (л.д. 83).
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что предписание N 02-24/14 от 21.03.2014 Обществом не исполнено, надлежащим образом оформленная отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 3 квартал 2013 год в соответствии с предписанием N 02-24/14 от 21.03.2014, в Инспекцию не представлена. Результаты проверки зафиксированы в акте N02-92 от 30.05.2014, полученным обществом 21.05.2014 (л.д. 83).
По факту неисполнения в установленный срок законного предписания Инспекции N 02-24/14 от 21.03.2014 главным консультантом отдела контроля в области долевого строительства Инспекции Киноян Н.В. в отношении ООО "Дальневосточный консалтинг" составлен протокол об административном правонарушении от 30.05.2014, в котором действия (бездействие) Общества квалифицированы по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ. О составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела Общество было извещено надлежащим образом согласно материалам дела (л.д. 83, 84).
По результатам рассмотрения материалов административного дела 20.06.2014 руководителем Инспекции Заиченко М.А. вынесено постановление N 02-97/2014 о привлечении Общества к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Полагая, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, части 7 статьи 210 АПК РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Контролирующий орган вправе: осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом; ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; осуществлять контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона; направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений; принимать меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с Положением об Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утверждённым Постановлением администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па (далее - Положение), Инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.2.9 Положения Инспекция вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2.2.11 Положения закреплено право Инспекции выдавать лицам, осуществляющим строительство, по результатам проведенных проверок предписания об устранении выявленных нарушений в области строительства.
Согласно пункту 2.1.11 Положения Инспекция полномочна составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривает дела об административных правонарушениях в области строительства, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно разделу 3 Административного регламента инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости утвержденного Приказом Инспекции РСН и КДС Приморского края от 11.04.2013 N 24, (далее - Административный регламент), контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в форме плановой либо внеплановой проверки, а также в форме анализа отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки или выездной (пункт 3.3.3 Административного регламента).
Согласно пункта 3.1.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для проведения анализа отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе об исполнении обязательств по договорам участия в долевом строительстве является представление застройщиком отчетности в Инспекцию.
Предметом внеплановой проверки является: соблюдение застройщиком (должностным лицом) в процессе осуществления деятельности обязательных требований действующего законодательства; выполнение предписаний должностных лиц инспекции (пункт 3.3.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктам 3.4.1, 3.4.4 Административного регламента проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя инспекции, по результатам проверки составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику предписания об устранении выявленных нарушений (недостатков). В случае выявления нарушений, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 4 статьи 19.5, статья 14.28 КоАП РФ), должностное лицо инспекции составляет протокол об административном правонарушении.
Согласно пункта 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. В данном случае это отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, расчёт нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности ООО "Дальневосточный консалтинг" за 3 квартал 2013 год.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил, застройщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за недостоверность сведений, представляемых в отчетности, и нарушение сроков ее представления.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Как установлено судебной коллегией из материалов дела, в рассматриваемом случае в соответствии с предписанием N 02-24/14 от 21.03.2014 ООО "Дальневосточный консалтинг" в срок до 30.04.2014 необходимо было представить в Инспекцию РСН и КДС Приморского края отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 3 квартал 2013 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645, а именно отчеты по формам согласно приложениям NN 1 - 4, справки, расчёт нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности ООО "Дальневосточный консалтинг" за 3 квартал 2013 года), уточнить и указать верное значение показателя в графе 8 приложения N 3 отчетности застройщика о количестве денежных средств, израсходованных застройщиком за отчётный период, с приложением подтверждающих документов.
Обязанность предоставлять отчетность застройщика в адрес контролирующего органа-инспекции четко закреплена действующим законодательством в области долевого строительства.
В связи с вышеизложенным, требования Инспекции, указанные в предписании N 02-24/2014 о представлении в свой адрес отчетности застройщика за 3 квартал 2013 года, оформленную в соответствии с Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 (то есть отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, расчёт нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности ООО "Дальневосточный консалтинг" за 3 квартал 2013 года), являются законными и обоснованными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в нарушение положений пунктов 3.3.4 Административного регламента Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартальных домов и (или) иных объектов недвижимости, утверждённого Приказом Инспекции РСН и КДС Приморского края от 11.04.2013 N 24, при проверке достоверности сведений, содержащихся в отчётности общества за 3 квартал 2013 года мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для проведения документальной проверки документы Инспекцией Обществу не направлялся, судебной коллегией отклоняется, поскольку направление указанного запроса является правом, а не обязанностью Инспекции. При этом соответствующие необходимые для проведения проверки документы были указаны в направленных Инспекцией Обществу предписаниях N 02-04/14 от 13.01.2014 и N 02-24/14 от 21.03.2014.
Предписание N 02-24/14 от 21.03.2014 о представлении отчетности застройщика вынесено Инспекцией в соответствии с требованиями Закона N 214-ФЗ в рамках представленных ей полномочии, в установленном законом порядке Обществом не обжаловано, являлось законным и не нарушало права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежало исполнению Обществом, однако исполнено заявителем не было, что установлено Инспекцией в ходе проведённой 30.05.2014 проверки, зафиксировано в акте проверки N 02-92 от 30.05.2014, подтверждается материалами дела и Обществом и не опровергнуто.
Довод заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 2.2.10 Положения об Инспекции, подпункт 9 пункта 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ о незаконности предписания от 21.03.2014 N 02-24/14 и проведения Инспекцией спорной проверки на том основании, что Общество не привлекает денежные средства граждан, а Инспекция не наделена полномочиями направлять предписания об устранении нарушений указанного Закона лицам, не осуществляющим привлечение денежных средств граждан (физических лиц) для строительства многоквартирных домов на условиях долевого участия в строительстве, судебной коллегией отклоняется, поскольку из положений статьи 1 Закона N 214-ФЗ следует, что
участником долевого строительства может быть как гражданин, так и юридическое лицо, и в соответствии с частью 2, пунктами 1, 7 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ, Положением об Инспекции последняя осуществляет контроль и надзора за долевым строительством на территории Приморского края в интересах участников долевого строительства, независимо является ли участник долевого строительства гражданин либо юридическое лицо.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Приморского края от 23.07.2013 по делу N А51-12639/2014 судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном судебном акте сделан вывод о незаконности предписания N 02-04/14 от 13.01.2014 по процессуальным основаниям, что не влияет на установленную выше по тексту постановления законность спорного предписания N 02-24/14 от 21.03.2014.
Таким образом, поскольку законное предписание Инспекции от 21.03.2014 N 02-24/14 Обществом в установленный срок исполнено не было, у Инспекции имелись основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ за его неисполнение.
Довод заявителя о нарушении порядка привлечения к административной ответственности обоснованно отклонён судом первой инстанции, поскольку согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), положения которого применимы к спорным правоотношениям согласно части 8 статьи 23 данного Закона, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Аналогичное основание закреплено в пункте 1 части 11 статьи 10 Закона N 214-ФЗ. Распоряжение и.о. руководителя Инспекции от 14.05.2014 N 396 о проведении внеплановой документарной проверки исполнения ООО "Дальневосточный консалтинг" предписания N 02-24/14 от 21.03.2014 вынесено в рамках предоставленных Инспекции полномочий. О проведении проверки Общество было извещено надлежащим образом согласно отметке представителя на почтовом уведомлении от 21.05.20014 (л.д. 83). Результаты проверки зафиксированы в акте N02-92 от 30.05.2014, полученном обществом 21.05.2014 (л.д. 83).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вмененного административного правонарушения.
Правильно применив нормы материального права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности судом не установлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, судебной коллегией не установлено. Протокол об административном правонарушении от 30.05.2014 и постановление по делу об административном правонарушении от 20.06.2014 N 02-97/2014 составлены уполномоченными лицами Инспекции в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьёй 23.64 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении заявитель был извещён надлежащим образом в соответствии со статьями 28.2, частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, пунктом 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71), что подтверждается материалами дела (л.д. 78, 83).
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в минимальном размере санкции, установленной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями статьи 3.5 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания оспариваемого заявителем указанного постановления незаконным и его отмене.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка, с указанием оснований принятого решения и которые, в соответствии с требованиями статьи 168 АПК РФ отражены в обжалуемом судебном акте.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, а также нарушения или неправильного применения норм процессуального права, приведших к принятию неправильного решения, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и не находит оснований для его отмены или изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2014 по делу N А51-18891/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.М. Грачёв |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18891/2014
Истец: ООО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: Инспекция регионального строительства надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края