г. Самара |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А72-4314/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Мукина Анатолия Владимировича - Преткель И.В., доверенность от 07 февраля 2013 года N 73АА0446232,
представителя Администрации г. Ульяновска - Кулагиной Ю.Н., доверенность от 25 сентября 2014 года N 116-01-12,
представителя Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - Кулагиной Ю.Н., доверенность от 06 ноября 2014 года N 27062-02,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мукина Анатолия Владимировича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2014 года по делу N А72-4314/2013 (судья Каданцев Ю.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мукина Анатолия Владимировича (ОГРНИП 310732809000186, ИНН 732894867164), г. Ульяновск,
к Администрации г. Ульяновска (ОГРН 102730117446, ИНН 7303014573), г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (ОГРН 1027301183370, ИНН 7325000239), г. Ульяновск,
о признании незаконными отказов от 01 ноября 2012 года N 01-13/6121, от 26 марта 2013 года N 01-13/2083 в обеспечении выбора земельного участка, обязании произвести выбор земельного участка, о признании недействительным постановления от 05 февраля 2013 года N 515,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мукин Анатолий Владимирович (далее - предприниматель, ИП Мукин А.В.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными отказов от 01.11.2012 N 01-13/6121 и от 26.03.2013 N 01-13/2083 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1950,0 кв.м, расположенного северо-восточнее АЗС по пр-ту Созидателей, 7 в Заволжском районе г.Ульяновска, под размещение объекта по обслуживанию автомобилей и об обязании произвести выбор земельного участка (т. 1 л.д. 2-4).
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Администрацию города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В ходе рассмотрения дела заявитель отказался от требования в части отказа Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска от 01.11.2012 N 01-13/6121 в связи с наличием судебного акта от 27.03.2013 N А72-1002/2013 (т. 1 л.д. 56-57).
Определением от 07.10.2013 суд объединил в одно производство с настоящим делом дело N А72-12819/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Мукина Анатолия Владимировича о признании недействительным постановления Администрации города Ульяновска от 05.02.2013 N 515 "Об утверждении проекта межевания территории в границах Созидателей - пр-та Антонова - 40 пр-да Инженерного - пр-та Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования "город Ульяновск"; заинтересованные лица: администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.
В судебном заседании 18.06.2014 суд по ходатайству заявителя в связи с реорганизацией заменил Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (т. 1 л.д. 56-57).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.09.2014 по делу N А72-4314/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д.113-116).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д.120-127).
Администрация и комитет архитектуры и градостроительства апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в пояснении на нее.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель администрации и комитета архитектуры и градостроительства отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в пояснении на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, пояснении по делу и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Мукин Анатолий Владимирович обратился в Администрацию г. Ульяновска 11.10.2012 с заявлением N 28636-01 об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по обслуживанию автомобилей на земельном участке, расположенном северо-восточнее АЗС по адресу: проспект Созидателей, 7, в Заволжском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 1950 кв. м.
Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска направлено письмо от 01.11.2012 N 01-13/6121, в котором изложено, что в настоящее время проводится межевание территорий в границах пр. Созидателей, пр. Антонова, 40, пр. Инженерного, пр. Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования город Ульяновск в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а так же границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
26.02.2013 в Администрацию г. Ульяновска поступило заявление (зарегистрировано под N 2224) индивидуального предпринимателя Мукина А.В. о повторном рассмотрении ранее поданного заявления о выборе земельного участка для строительства объекта по обслуживанию автомобилей.
Письмом от 26.03.2013 N 01-13/2083 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска отказал заявителю, указав, что согласно проекту межевания территории в границах пр. Созидателей, пр. Антонова, 40 пр. Инженерного, пр. Академика Филатова в Заволжском районе испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Заявитель, не согласившись с данными отказами, обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 5 статьи 40 Устава муниципального образования город Ульяновск Ульяновской области к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено:
1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования город Ульяновск до разграничения государственной собственности на землю:
1.1. организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков;
1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;
1.3. утверждение проектов границ земельных участков;
1.4. осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;
1.5. резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
1.6. предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, обращение заявителя к администрации г.Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка является обращением к органу, наделенному необходимыми полномочиями для решения данного вопроса.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из материалов дела усматривается, что заявитель указывает в заявлении об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта по обслуживанию автомобилей на земельном участке, расположенном северо-восточнее АЗС по адресу: проспект Созидателей, 7, в Заволжском районе г. Ульяновска, ориентировочной площадью 1950 кв.м.
Статьей 30 ЗК РФ регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из системного толкования статей 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что земельный участок, который заинтересованное лицо просит выбрать ему для строительства какого-либо объекта, должен быть свободен от строений и прав третьих лиц.
Решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 N 83 утвержден Генеральный план города Ульяновска.
Решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил землепользования после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, администрация г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (часть 5 статьи 12 Правил землепользования).
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска готовит проект постановления администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления администрации города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (часть 6 статьи 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях:
1) испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
2) планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
3) планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, предназначенного для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а согласно Генеральному плану города Ульяновска испрашиваемый земельный участок находится на территории коммерческо-деловых общественных центров вне жилых зон.
По терминологии Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории.
При этом в силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса РФ).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В части 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
- красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
- линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
- границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
- границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
- границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
- границы территорий объектов культурного наследия;
- границы зон с особыми условиями использования территорий;
- границы зон действия публичных сервитутов.
Таким образом, в случае, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, подлежит применению пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Постановлением Главы города Ульяновска от 26.06.2009 N 5046 утвержден проект планировки территории Заволжского района муниципального образования город Ульяновск.
Постановлением Администрации города Ульяновска от 05.02.2013 N 515 утвержден проект межевания территории ориентировочной площадью 18,8 га в границах проспекта 5 Созидателей - проспекта Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования город Ульяновск.
По ходатайству заявителя судом первой инстанции назначена экспертиза.
ООО "СОЭКС-Ульяновская ТПП" представило заключение эксперта от 26.05.2014 N 026-043-02-00526 (т.3 л.д.15-27) со следующими результатами (выводами):
По первому вопросу: Установить технически соответствие проекта межевания территории Заволжского района г. Ульяновска в границах проспекта Созидателей - пр-та Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова генеральному плану города Ульяновска, Правилам землепользования и застройки г. Ульяновска и Проекту планировки территории Заволжского района г.Ульяновска в границах проспекта Созидателей - пр-та Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования город Ульяновск в части зонирования территории и схемы организации дорожно-транспортной сети невозможно. Исходя из функционального назначения градостроительной документации, конфигурации рассматриваемого участка территории Заволжского района г.Ульяновска в границах проспекта Созидателей - пр-та Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова проект межевания соответствует генеральному плану города Ульяновска, Правилам землепользования и застройки г.Ульяновска и проекту планировки территории Заволжского района г.Ульяновска в границах проспекта Созидателей - пр-та Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования "город Ульяновск" в части зонирования территории.
По второму вопросу: Формирование земельного участка ориентировочной площадью 1950,0 кв.м, находящегося северо-восточнее АЗС по проспекту Созидателей, 7 в Заволжском районе города Ульяновска невозможно.
По третьему вопросу: Испрашиваемый индивидуальным предпринимателем Мукиным А.В. земельный участок ориентировочной площадью 1950,0 кв.м, находящийся северо-восточнее АЗС по проспекту Созидателей, 7 в Заволжском районе города Ульяновска согласно схемам, предоставленным заявителем накладывается на земельный участок, схема расположения которого утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 17.04.2013 г. N 1602 под строительство многоэтажного гаража.
По четвертому вопросу: Имеется наложение испрашиваемого земельного участка ориентировочной площадью 1950 кв.м, находящегося северо-восточнее АЗС по пр-ту Созидателей, 7 в Заволжском районе согласно схемам, предоставленным ИП Мукиным А.В. в границах территории, предназначенной для строительства объектов федерального, регионального и местного значения, утвержденной постановлением администрации города Ульяновска от 05.02.2013 N 515 "Об утверждении проекта межевания территории в границах пр-та Созидателей - пр-та Антонова, 40 пр-да Инженерного - пр-та Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования "город Ульяновск".
Таким образом, данное заключение эксперта подтверждает довод заинтересованных лиц о том, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с имеющейся в материалах дела схемой расположен в границах территории, которая по проекту межевания территории ориентировочной площадью 18,8 га в границах проспекта 5 Созидателей - проспекта Антонова - 40 проезда Инженерного - проспекта Академика Филатова в Заволжском районе муниципального образования "город Ульяновск определена как земельный участок, предназначенный для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения.
Заявителем представлено заключение по вопросу соответствия проекта межевания градостроительной документации от 03.07.2014, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "Геостройпроект", г.Саранск (т.3 л.д.87-88), содержащее выводы о том, что проект межевания территории в части земельного участка, предназначенного для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного назначения, не соответствует Генеральному плану г.Ульяновска, а также о том, что в проекте межевания территории не предусмотрена зона транспортной инфраструктуры.
Суд первой инстанции правильно указал, что выводы, содержащиеся в данном заключении от 03.07.2014, опровергаются выводами эксперта, изложенными в вышеуказанном заключении от 26.05.2014 N 026-043-02-00526 (т.3 л.д.15-27).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что планируемая заявителем застройка не соответствует документации по планировке территории, оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемого предпринимателем земельного участка соответствует положениям пункта 2 части 7 статьи 12 Правил землепользования, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2012 N 604/12.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 сентября 2014 года по делу N А72-4314/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мукина Анатолия Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4314/2013
Истец: ИП Мукин Анатолий Владимирович
Ответчик: Администрация г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска
Третье лицо: Администрация города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска