г. Пермь |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А60-26599/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Казаковцевой Т.В., Романова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хардиной Т.А.
при участии:
от истца Борисовой Юлии Павловны: Лифшиц А.В. - дов. от 05.09.2014,
от ответчика Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области: Глазырин А.А., представитель по доверенности от 01.04.2014 г.,
от третьего лица: не явился, извещен,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Истца Борисовой Юлии Павловны
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2014 г.
по делу N А60-26599/2014,
принятое судьей Сафроновой А.А.
по иску Борисовой Юлии Павловны
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО "Стройресурс" (ОГРН 1106672020234, ИНН 6672327216)
о признании незаконными решений регистрирующего органа
установил:
Борисова Юлия Павловн а, участник ООО "Стройресурс", обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области с требованием признать незаконными решения об отказе во внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса от 26.02.2014 и решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 26.02.2014, вынесенные в отношении ООО "Стройресурс", об обязании Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области внести запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса и о прекращении деятельности ООО "Стройресурс" в связи с ликвидацией по представленным документам (вх. N 1333 от 19.02.2014 и вх. N 1334 от 19.02.2014).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель, Борисова Ю.П., не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, требования удовлетворить. Заявитель указывает, что вынесенные решения нарушают ее права, так как решение о ликвидации общества, принятое ею, как участником общества, не реализовано. Решения об отказе в регистрации она не получала, в их получении не расписывалась, почтой они не направлялись, о вынесенных решениях узнала при получении распечатки с официального сайта налогового органа 22.06.2014 г., выводы суда о получении решений 27.02.2014 г. не обоснованны. Заявитель считает, что представление обществом в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса обязывает регистрирующий орган внести запись о его составлении в ЕГРЮЛ, при этом неисполненных обязательств перед бюджетом у ООО "Стройресурс" не имеется.
Ответчик, Межрайонная ИФНС N 31 по Свердловской области, в письменном отзыве возражает в отношении доводов апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, ООО "Стройресурс", письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в суд представителя не направило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивает, представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ООО "Стройресурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.2010.
Участниками ООО "Стройресурс" в соответствии с данными ЕГРЮЛ являются: Борисова Ю.П. и Пономарчук О.А.(выписка из ЕГРЮЛ, основные сведения о юридическом лице).
Как следует из материалов дела общим собранием участников ООО "Стройресурс" приняты решения о ликвидации ООО "Стройресурс", о назначении ликвидатором Юрпалова О.О., о направлении в регистрирующий орган уведомления о том, что общество находится в стадии ликвидации, что оформлено протоколом общего собрания участников ООО "Стройресурс" от 04.06.2013 N 3 (п.2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ООО "Стройресурс" известило Межрайонную ИФНС России N 31 по Свердловской области о принятии общим собранием участников решения о ликвидации, о чем 18.06.2013 внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 20 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
19.06.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 24 (433) осуществлена публикация соответствующего объявления, а также установлен срок для предъявления требований кредиторов (п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
23.09.2013 общим собранием участников ООО "Стройресурс" утвержден промежуточный ликвидационный баланс, из которого следует, что задолженности перед кредиторами, в том числе перед бюджетом общество не имеет (протокол общего собрания участников ООО "Стройресурс" от 23.09.2013 N 4).
24.09.2013 общим собранием участников ООО "Стройресурс" утвержден ликвидационный баланс по состоянию на 24.09.2013, из которого следует, что задолженности перед кредиторами, в том числе перед бюджетом общество не имеет (протокол общего собрания участников ООО "Стройресурс" от 24.09.2013 N 5).
19.02.2014 Борисова Ю.П. обратилась в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса (по форме N Р15001), 19.02.2014 г. ликвидатор ООО "Стройресурс" обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме N Р16001).
Решениями Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области от 26.02.2014 N 1333 и N 1334 заявителям отказано в государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, поскольку не представлено подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, так как регистрирующему органу представлено заявление от физического лица - руководителя и учредителя ООО "Стройресурс" Пономарчука О.А. от 05.02.2014 о внесении ограничений в отношении использования его данных при осуществлении регистрационных действий.
Полагая, что указанные решения регистрирующего органа не соответствуют закону и нарушают её права, Борисова Ю.П. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что срок для обжалования вышеназванных решений истек 27.05.2014, то есть нарушен предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ срок обращения в суд. Поскольку решения регистрирующим органом вынесены в отношении юридического лица - ООО "Стройресурс" и по заявлениям, поданным ООО "Стройресурс" через уполномоченных лиц, то оспаривать данные решения вправе ООО "Стройресурс", а также нести все процессуальные риски, связанные с соблюдением срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Подача данного заявления в арбитражный суд участником ООО "Стройресурс", по мнению суда, направлена на обход положений ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поскольку трехмесячный срок непосредственно ООО "Стройресурс" на 25.06.2014 (дата подачи Борисовой Ю.П. заявления в арбитражный суд) был пропущен.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона о государственной регистрации. Приведенный в этой статье перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о регистрации за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и(или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
По смыслу Закона о регистрации достоверность представляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, который, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что причиной отказа в государственной регистрации, инспекция указала на наличие ограничений, установленных Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области, по заявлению от физического лица - руководителя, участника с размером доли 90, 9 %, учредителя ООО "Стройресурс" Пономарчука О.А. от 05.02.2014 о внесении ограничений в отношении использования его данных при осуществлении регистрационных действий (л.д. 42-44).
В материалы дела также представлен протокол допроса Пономарчука Олега Александровича в качестве свидетеля от 21.01.2014 г., из содержания которого следует, что Пономарчуку О.А. организация ООО "Стройресурс" не знакома, организации этой он не знает и не руководил ею, никаких документов от имени руководителя и участника данного лица, связанных с осуществлением его деятельности, не подписывал (л.д. 49-52).
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ государственные реестры юридических лиц являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, и в силу ст. 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе. При этом одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 названного Закона).
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ государственные реестры ведутся на бумажных и(или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
По своим признакам государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носят официальный, публичный и единый характер, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области в связи с установленными в ходе допроса Пономарчука О.А. обстоятельствами, а также по его заявлению принято решение о внесении в Информационный ресурс "Ограничение" в отношении использования его данных при осуществлении регистрационных действий.
В документах представленных Борисовой Ю.П. и ООО "Стройресурс" на регистрацию внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами - протоколе N 4 общего собрания участников ООО "Стройресурс" (л.д. 84), протоколе N 5 общего собрания участников ООО "Стройресурс" (л.д. 101) содержатся персональные данные Пономарчука О.А., основанные на его участии в обществе.
На момент принятия оспариваемых решений ограничение на использование своих данных Пономарчуком О.А. в Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области не сняты.
Таким образом, при наличии в информационном ресурсе ограничений, установленных Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области, при осуществлении регистрационных действий, связанных с использованием данных документа, удостоверяющего личность Пономарчука О.А., решения Инспекции об отказе в государственной регистрации являются законными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает доводы налогового органа о наличии в данном случае, у регистрирующего органа оснований для отказа в совершении оспариваемых регистрационных действий.
Кроме того, обоснованными являются выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на оспаривание решений налогового органа в связи со следующим.
В соответствие с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта незаконным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение об отказе в государственной регистрации в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. Если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение об отказе в государственной регистрации по указанному заявителем почтовому адресу.
Из содержания заявления Борисовой Ю.П. о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, поступившего в налоговый орган 19.02.2014 г. следует, что она просила документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или решение об отказе в государственной регистрации выдать ей или лицу, действовавшему на основании доверенности (л.д. 82).
Установленный срок принятия решения, исходя из вышеуказанных норм закона, наступил 26.02.2014 г.
Учитывая, что в заявлении Борисовой Ю.П. содержались требования о внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Стройресурс", основания для получения данного решения имелись и у представителя последнего.
Судом первой инстанции установлено, что оба оспариваемые решения регистрирующего органа получены представителем ООО "Стройресурс" Мельниковой Л.Ю. по доверенности, выданной от имени ООО "Стройресурс" ликвидатором Юрпаловым О.О., 27.02.2014, то есть в срок, установленный п. 4 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается соответствующей отметкой на заявлениях, иной даты получения решений представителем ООО "Стройресурс" не проставлено.
Следовательно, срок для обжалования вышеназванных решений истек 27.05.2014.
С заявлением о признании решений незаконными Борисова Ю.П. обратилась в суд только 25.06.2014 г. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на оспаривание решений заявителем в суд не представлено.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обращение в суд предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ следует признать обоснованным.
Доводы Борисовой Ю.П. о том, что она на протяжении срока продолжительностью около четырех месяцев ничего не знала о вынесенном по ее заявлению решении, получив сведения о нем при получении распечатки с официального сайта налогового органа 22.06.2014 г., исследованы и отклонены как противоречащие совокупности представленных в материалы дела доказательств, а также заявлению самой Борисовой Ю.П., сделанному при подаче документов на государственную регистрацию о том, что документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или решение об отказе в государственной регистрации она просит выдать ей или лицу, действовавшему на основании доверенности (л.д. 82). Действуя добросовестно и разумно Борисова Ю.П. должна была узнать о вынесении оспариваемого решения не позднее 27.02.2014 г.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Исходя из содержания пункта 3 статьи 62, статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии признается право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (пункт 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц").
Согласно части 4 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Следовательно, учитывая, что спорные решения приняты в отношении деятельности ООО "Стройресурс" как юридического лица, то оспаривать данные решения вправе ООО "Стройресурс", а также нести все процессуальные риски, связанные с соблюдением срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что его право на оспаривание решений налогового органа предусмотрено ст. ст. 33, 37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью исследована и отклонена, так как по настоящему делу не заявлены требования о признании недействительными решений, принятых общим собрание общества.
Учитывая, что апеллянт в жалобе не ссылается на иные доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для отмены принятого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Каких-либо иных безусловно влекущих отмену судебного акта доводов апелляционная жалоба не содержит.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся по правилам ст. 110 АПК РФ на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2014 года по делу N А60-26599/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26599/2014
Истец: Борисова Юлия Павловна
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области
Третье лицо: ООО "Стройресурс"