г. Пермь |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А60-28834/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - ООО "УБРиР-лизинг" (ОГРН 1036604399908, ИНН 6672151837): Чупин Ю.В. не допущен к участию в судебном заседании в связи с непредставлением документа, подтверждающего его полномочия;
от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1056603153859, ИНН 6659118630): не явился;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "УБРиР-лизинг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 сентября 2014 года
по делу N А60-28834/2014,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению ООО "УБРиР-лизинг"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "УБРиР-лизинг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо) N 03-14/171 от 25.06.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 сентября 2014 года (резолютивная часть объявлена 03 сентября 2014 года) заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа, превышающего 20 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования - удовлетворить.
В обоснование жалобы приводит доводы о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, по мнению апеллятора, годичный срок давности следует исчислять с 21.12.2012, который на момент вынесения оспариваемого постановления истек.
Чупин Ю.В. в качестве представителя заявителя в судебное заседание не допущен в связи с отсутствием документа, подтверждающего его полномочия.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 16.05.2014 по 11.06.2014 комиссией МРУ Росфинмониторинга по УФО на основании приказа от 14.05.2014 г. N 21/57 проведена проверка исполнения ООО "УБРиР - лизинг" требований Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115 - ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115 - ФЗ) за период с 01.01.2012 по 15.05.2014.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 7 Федерального закона N 115 - ФЗ ООО "УБРиР - лизинг" не исполнены требования в части осуществления внутреннего контроля: 20.12.2012 в виде формализованного сообщения по форме 4-СПД обществом неверно указана дата проведения операции (сделки) по договору финансовой аренды (лизинга), что является недостоверной информацией.
Административным органом 11.06.2014 в отношении ООО "УБРиР - лизинг" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу N 03-14/171 от 25 июня 2014 года ООО "УБРиР - лизинг" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ. При оценке размера наложенного штрафа арбитражный суд, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, посчитал возможным снизить размер штрафа до 20 000 рублей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена статьей 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ).
В соответствии со ст.3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В силу п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентам.
Из материалов дела следует, что в п.4 внутреннего сообщения от 20.12.2012 N 95, составленного по форме, утвержденной правилами внутреннего контроля ООО "УБРиР - лизинг", неверно указана дата проведения операции 19.11.2012, так как передача указанного имущества от лизингодателя лизингополучателю произведена в соответствии с актом приема-передачи к договору лизинга оборудования от 19.11.2012, составленным 18.12.2012.
Информация по сделке, подлежащей обязательному контролю, представлена в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии с сообщением формы 4 -СПД от 20.12.2012.
В реквизите 113 "дата совершения операции" и реквизите 122 "назначение платежа" данного сообщения неверно указана дата совершения операции и дата составления акта приема-передачи имущества в лизинг 19.11.2012, так как акт приема-передачи к договору лизинга составлен 18.12.2012.
ООО "УБРиР - лизинг" признается факт представления в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, заявитель указывает, что сообщение направлено 20.12.2012 года.
Таким образом, наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является доказанным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия у общества возможности соблюдения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствует о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о пропуске срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения, в том числе законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (статья 7) установлен конкретный срок представления соответствующей информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом (не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции).
Несвоевременное (с нарушением установленного в Законе срока) представление организацией в уполномоченный орган информации о подлежащих контролю операциях с денежными средствами и имуществом по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения, а не с момента выявления факта нарушения и со дня составления протокола об административном правонарушении, на что ошибочно указано судом первой инстанции.
Из положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" следует, что в целях данного Закона контролю подлежат операции по фактическому получению или предоставлению имущества по договору лизинга.
Фактически имущество по договору лизинга (глава 34, параграф 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) может быть получено или передано только после подписания акта приема-передачи имущества. Вменяемые обществу нарушения совершены и окончены соответственно 20.12.2012 (предоставление информации по сделке, подлежащей обязательному контролю), постановление о привлечении ООО "УБРиР - лизинг" к административной ответственности принято 25.06.2014, то есть за пределами годичного срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 статьи 24.5 КоАП РФ), в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление подлежит признанию незаконным, а заявленные требования - удовлетворению.
Поскольку заявленные требования удовлетворены частично, решение суда первой инстанции следует отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 сентября 2014 года по делу N А60-16050/2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу N 03-14/171 от 25.06.2014 о привлечении ООО "УБРиР-лизинг" к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28834/2014
Истец: ООО "УБРИР-ЛИЗИНГ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу