г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А21-9680/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20916/2014) администрации муниципального образования "Светлогорский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2014 по делу N А21-9680/2013 (судья Ковалев Е.В.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования "Светлогорский район"
к 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
2) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
о признании отказов в передаче земельных участков незаконными,
установил:
Администрация муниципального образования "Светлогорский район" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании отказов в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:010021:106, 39:17:030001:2, 39:17:030002:17 незаконными и об обязании Росимущество принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
На основании ходатайства Росимущества определением суда от 12.02.2014 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - ТУ Росимущества) привлечено к участию в деле заинтересованным лицом.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2014 заявление администрации оставлено без удовлетворения.
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой, сославшись на неполное выяснение судом обстоятельств дела и применение судом норм, не подлежащих применению, просила решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы администрация указала, что действующим законодательством не установлен запрет на распоряжение ранее учтенными земельными участками, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и границы которых не определены.
ТУ Росимущества в отзыве на жалобу указало, что основания для передачи спорных земельных участков в муниципальную собственность отсутствуют.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.03.2009 N 4007-ИМ/Д23 в рамках реализации Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) администрация обратилась в письмах (исх. от 18.04.2013 N 1834 и от 23.05.2013 N 2588) к Росимуществу с предложением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность следующих земельных участков:
с кадастровым номером 39:17:010021:106, общей площадью 80 586 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, г. Светлогорск, участок ограничен проспектом Калининградским - проездом к пристани - р. Светлогорка и проездом Майский - полоса отвода железной дороги;
с кадастровым номером 39:17:030001:2, общей площадью 299 706 кв.м, расположенного по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, поселок Приморье, участок ограничен границей округа - пляжем ул. Флотская - проездом - дорогой с бетонным покрытием - границей округа - полосой отвода железной дороги - ручьем;
с кадастровым номером 39:17:030002:17, общей площадью 170 063 кв.м, находящегося по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, поселок Приморье, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир ограничен дорогой с бетонным покрытием - оградой, грунтовой дорогой - шоссе - границей округа (далее - спорные земельные участки).
Росимущество письмами (исх. от 02.08.2013 N ПП-10/35341, от 01.08.2013 N ПП-10/35192) отказало в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, сославшись на то, что границы предлагаемых к передаче земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, в этой связи не могут являться предметом распорядительных актов.
Полагая, что Росимущество незаконно отказало в передаче в муниципальную собственность спорных земельных участков, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ в передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность не нарушает прав и законных интересов администрации и соответствует положениям Закона N 244-ФЗ.
Апелляционной суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления, государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые указаны в части 1 названной статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности, на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона по основаниям, указанным в части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Согласно части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 названной статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что положения Закона N 244-ФЗ применимы к порядку передачи спорных земельных участков. Между тем, как выявлено судом, спорные земельные участки являются ранее учтенными в силу части 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что земельные участки, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством, не могут выступать объектом гражданских прав.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства фактического использования земельных участков, нахождения на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Светлогорский район".
При изложенных обстоятельствах следует признать, что у Росимущества отсутствовали правовые основания для принятия решения о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность в соответствии с требованиями Закона N 244-ФЗ.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку суд первой инстанции на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме. Следовательно, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22 мая 2014 года по делу N А21-9680/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9680/2013
Истец: Администрация МО "Светлогорский район"
Ответчик: ТУФА по управлению государственным имуществом К/о, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом