г. Хабаровск |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А73-7988/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Волковой М.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батьковской Д.А.,
при участии в заседании:
от ЗАО "АПП": Гейт Е.И., представитель по доверенности от 11.02.2014;
от Администрации города Хабаровска: Лазорко Ю.П., представитель по доверенности от 24.07.2014 N 1.1.27-596,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки"
на решение от 11.09.2014
по делу N А73-7988/2014
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Тищенко А.П.,
в порядке упрощенного производства,
по иску закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки"
к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрация города Хабаровска
о взыскании 165 750 рублей,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Амурские пассажирские перевозки" (ОГРН 1112721006947, место нахождения: г. Хабаровск) (далее - ЗАО "АПП") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: г. Хабаровск) (далее - Администрации города Хабаровска) с иском о взыскании 165 750 рублей, составляющих расходы, понесенные на оплату выполненных работ на городских линиях по договорам от 03.04.2014 N 02-17-04 и N 02-17-03.
Требования мотивированы статьей 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 7 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской думы от 13.07.2004, согласно которым к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением от 11.09.2014 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "АПП" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что у ЗАО "АПП" отсутствуют обязательства по содержанию гидротехнических сооружений, каких-либо договоров на обслуживание таких сооружений с истцом не заключалось.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 7 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения.
Перечень внутригородских речных маршрутов, расположенных в границах городского округа "Город Хабаровск", утвержден постановлением Мэра города Хабаровска от 29.04.2011 N 1234 "Об организации транспортного обслуживания населения города Хабаровска на внутригородских речных маршрутах, расположенных в границах городского округа "Город Хабаровск".
По мнению заявителя жалобы, поскольку перевозка пассажиров в пригородном сообщении относится к вопросам местного значения, то и финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Полагает ошибочным вывод суда об обязанности истца провести путевые работы.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Хабаровска с ее доводами не согласилась, просила оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав на то, что реализация Администрацией полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения не влечет обязанности органов местного самоуправления по оплате работ по тралению и промерке глубин, выполненных в целях осуществления перевозчиком предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов.
В соответствии с пунктом 260 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации пользователи причалов должны обеспечить необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления на них.
Поскольку ЗАО "АПП" осуществляет перевозки пассажиров и является пользователем мест причаливания, данный перевозчик должен обеспечить необходимые габариты акватории и подходы к причалам и рейдам, проведение траления на них.
При этом, расходы перевозчика на путевые работы учитываются при утверждении тарифа на перевозку и возмещаются перевозчику при взимании провозной платы.
В судебном заседании стороны поддержали изложенные позиции, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке, установленном статьями 268, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Как следует из материалов дела, Администрация Хабаровского района внутренних водных путей - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей" (далее - АХРВВП, исполнитель) по заявке ЗАО "АПП" (заказчик) на основании договоров от 03.04.2014 N 02-17-04 и N 02-17-03 выполнила путевые работы по тралению и промерам глубин следующих остановочных постов: Прибрежная, Дачная, 13 км, Телегино, Речная, Садовая-2, Строительная, Дубки, пос. Уссурийский, Стадион, Дальдизель, пр. Сухая, Огороды, Арсеналец, Солнечная, Садовая-1, городские причалы: 2, 4, 5.
В соответствии с приложениями к договорам (калькуляции) стоимость работ по договору от 03.04.2014 N 02-17-04 составила 80 146,31 рублей, по договору от 02.04.2014 N 02-17-03 - 259 824,48 рублей.
Согласно акту оказанных услуг от 24.04.2014 N 00000002 исполнителем оказаны услуги по путевым работам (производство тральных работ и промеры глубин) на сумму 259 824,48 рублей.
Платежным поручением от 26.06.2014 N 410 заказчик оплатил исполнителю за выполненные работы 259 924,48 рублей на основании счета от 02.04.2014 N 0000003.
Письмом от 20.05.2014 исх. N АПП-Б-262 ЗАО "АПП" обратилось к Администрации города Хабаровска с требованием о возмещении стоимости произведенных работ следующих остановочных пунктов: Прибрежная, Дачная, 13 км, х. Телегино, Речная, Садовая-2, Строительная, Дубки, пос. Уссурийский, Стадион, Дальдизель, пр. Сухая, Огороды, Арсеналец, Солнечная, Садовая-1, городские причалы: 2, 4, 5, в размере 165 750 рублей.
Отказ в удовлетворении требований ЗАО "АПП" по возмещению понесенных истцом расходов на оплату работ на городских линиях явился основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо бы получило при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Порядок возмещения вреда (убытков) урегулирован статьями 15, 1064 ГК РФ.
Из содержания главы 59 ГК РФ следует, что общими условиями деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности всей совокупности условий деликтной ответственности.
В обоснование заявленного требования истец сослался на часть 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 7 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" принятого решением Хабаровской городской думы 13.07.2004, в соответствии с которыми к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Поскольку места причаливания остановочных пунктов используются муниципальным образованием городской округ "Город Хабаровск" в лице Администрации города Хабаровска для реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа "Город Хабаровск", по мнению истца, у ответчика возникает обязанность по возмещению расходов, понесенных вследствие производства спорных работ.
Вместе с тем, при реализации Администрацией города полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения указанные полномочия реализуются Администрацией посредством согласования расписания движения транспорта, утверждения внутригородских маршрутов, принятием программ по субсидированию пассажиров.
В соответствии с абзацем 1 пункта 260 "Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129, пользователи причалов должны обеспечивать необходимые габариты акваторий и подходы к причалам и рейдам, на рейдах и у причалов, проведение траления на них.
На основании изложенного, поскольку ЗАО "АПП" осуществляет пассажирские перевозки пассажиров и является пользователем мест причаливания, указанный перевозчик должен обеспечить необходимые габариты акватории и подходы к причалам и рейдам, проведения траления на них.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы об отсутствии у ЗАО "АПП" обязательства по содержанию гидротехнических сооружений апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченным на то государственным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный перечень включены услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден перечень продукции, товаров, работ и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов, надбавок осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. В указанный перечень включены услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Таким образом, государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах относится к компетенции Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Письмом от 12.08.2014 N 1-4-9-2910 Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края сообщил, что при установлении тарифов на перевозки пассажиров речным транспортом по внутригородским, краевым и межмуниципальным маршрутам в навигацию 2014 года Комитетом учтены плановые расходы общества на выполнение работ по тралению и промерам глубин в сумме 451 393 рублей без разбивки по остановочным пунктам.
В связи с тем, что на момент установления тарифов договоры на оказание услуг по тралению и промерам не были заключены, Комитет запланировал расходы на данные виды услуг, исходя из фактического объема выполненных работ в 2013 году.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расходы перевозчика на путевые работы учитываются при утверждении тарифа на перевозку и возмещаются перевозчику при взимании провозной платы.
Учитывая указанные выше обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец, являющийся пользователем остановочных пунктов при перевозке граждан, обязан обеспечить проведение траления на подходах к ним и вправе включить данные расходы, в числе прочих, при утверждении тарифа.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, вывод арбитражного суда о недоказанности истцом правовых оснований для возмещения ответчиком убытков, возникших в связи с оплатой работ по тралению и промеру глубин, является законным и обоснованным.
Доказательств того, что на муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" возложена обязанность по компенсации расходов коммерческой организации, осуществляющей перевозку граждан, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, доказательств того, что между сторонами спора заключен гражданско-правовой договор, по условиям которого ответчик обязался компенсировать истцу его затраты по договорам от 03.04.2014 N 02-17-04, N 02-17-03, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ также не представлено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.09.2014 по делу N А73-7988/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7988/2014
Истец: ЗАО "Амурское пароходство"
Ответчик: Администрация города Хабаровска