г. Чита |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А10-693/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Гречаниченко,
судей С.И. Юдина, Л.В. Капустиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Александровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛК "Байкал-Нордик" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2014 года по делу N А10-693/2014 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "Байкал-Нордик" о расторжении договора аренды, понуждении передать лесной участок по акту приема-передачи (суд первой инстанции: судья А.Н.Степанова),
при участии в судебном заседании:
от истца Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, 643,670013,03,ГОРОД УЛАН-УДЭ,УЛИЦА КЛЮЧЕВСКАЯ,39А): не явился, извещен;
от ответчика ООО "ЛК "Байкал-Нордик" (ОГРН 1070326002174, ИНН 0326042905, 643,670023,03,ГОРОД УЛАН-УДЭ,УЛИЦА СВЕТЛАЯ,2): не явился, извещен;
от третьего лица Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500; 643,670000,03,ГОРОД УЛАН-УДЭ,УЛИЦА РАНЖУРОВА,8): не явился, извещен;
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - Агентство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛК "Байкал-Нордик" (далее - ООО "ЛК "Байкал-Нордик") о расторжении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины от 07.10.2008 N 50-08 и об обязании передать по акту приема-передачи лесной участок общей площадью 24189 га, предоставленный по указанному договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2014 года иск удовлетворен.
ООО "ЛК "БАЙКАЛ-НОРДИК", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, на отсутствие оснований для расторжения договора ввиду неистечения срока окупаемости проекта, на несоблюдение требования о предоставлении разумного срока для устранения нарушений.
Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение), в порядке пункта 14 которого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был издан приказ от 24.06.2008 N 5 о включении инвестиционного проекта ответчика в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Ответчик обратился в Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий с заявкой на реализацию инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительства инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 инвестиционный проект ответчика включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что явилось основанием для заключения с ответчиком договора аренды лесных участков без проведения аукциона в порядке пункта 15 Положения.
07 октября 2008 года между Республиканским агентством (арендодатель) и ООО "Байкал-Нордик" (арендатор) был подписан договор N 50-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины. Лесной участок площадью 24189 га, имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Прибайкальский район", Прибайкальское лесничество: Итанцинское участковое лесничество, кварталы 1-6, 18-22, 34-38, 61-66, 87-96, 111-114, 127, 128, площадью 11 444 га; Покровское участковое лесничество, кварталы 47-50, 66-70, 89-93, 104-106, 109-114, 123, 124, 126-136, площадью 6 831 га; Татауровское участковое лесничество, кварталы 29, 51-57, 81-88, 104-106, 108-115, 125, площадью 5 914 га (пункт 1.2 договора).
Арендная плата по настоящему договору на момент подписания договора составляет 394 450, 00 руб. Арендная плата исчисляется и вносится с 01.01.2011 (п.п. 2.4, 2.5 договора). Дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2011 к договору N 50-08 от 07.10.2008 стороны определили размер арендной платы в размере 702 377, 83 руб. в год (без учета коэффициента 0,5, с учетом величины повышения минимального размера арендной платы 20 %) (п. 2.1.3 дополнительного соглашения).
По акту приема-передачи от 07.11.2008 участок передан арендатору.
Действие договора устанавливается с даты государственной регистрации сроком на 49 лет (пункт 7.1 договора).
Дополнительным соглашением N 1 от 01.08.2011 договор аренды дополнен пунктами 3.4.28, 3.4.30, 3.4.31, согласно которым арендатор обязан ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять арендодателю отчет о ходе реализации инвестиционного проекта. Арендатор обязан реализовать инвестиционный проект в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" в срок, указанный в пункте 1.2 настоящего договора и разделом V Поэтапный план реализации инвестиционного проекта Концепции инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия"; выполнять обязательства по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Согласно пункту 6.3.8 договора аренды N 50-08 от 07.10.2008 договор аренды лесного участка подлежит расторжению судом по требованию арендодателя в случае использования лесного участка с существенными нарушениями условий настоящего договора либо с неоднократными нарушениями законодательства
Согласно пункту 6.3.5 договора аренды N 50-08 от 07.10.2008 договор подлежит расторжению судом по требованию арендодателя в том числе при несоблюдении требований лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (до 24.06.2013 г.), в том числе: посадка лесных культур - менее 50% от установленной площади; подготовка почвы менее 50% от установленной площади; рубки ухода в молодняках - менее 50% от установленной площади; расчистка просек и устройство противопожарных барьеров - менее 50% от установленной протяженности.
Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия в связи с выявлением нарушений 12.07.2013 выдано ответчику предписание N 2 от 11.07.2013 о необходимости устранения нарушений, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия". Так, указано, что ответчик нарушил сроки исполнения поэтапного плана реализации инвестиционного проекта: 1) транспортировка лесоперерабатывающего оборудования (срок реализации мероприятия 3-4 квартал 2008 года); 2) приобретение оборудования и транспортировка на лесозаготовку (срок реализации мероприятия 3-4 квартал 2008 года); 3) монтаж и сборка лесоперерабатывающего завода, строительно-монтажные работы по заводу (срок реализации мероприятия 4 квартал 2008 года - 3 квартал 2010 года); 4) наем заводского персонала (срок реализации мероприятия 2-4 квартал 2010 года - 3 квартал 2010 года); 5) комплексная переработка древесины (срок реализации мероприятия 2-4 кварталы 2009 года - 3 квартал 2010 года); 6) выход на проектную мощность 220,0 тыс.куб.м готовой продукции в год (срок реализации мероприятия - 2012 год).
В установленный срок - до 01.09.2013 - предписание ответчиком не исполнено.
10.09.2013, 13.11.2013 приняты приказы Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия об исключении проекта ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, о расторжении договоров аренды лесных участков, заключенных между истцом с ответчиком в рамках реализации инвестиционного проекта ответчика; 14.10.2013 - приказ Министерства промышленности и торговли РФ N 1641 об исключении инвестиционного проекта ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В данном случае имелись основания для расторжения договора в соответствии с пунктами 6.3.8, 3.4.30, 3.4.31 договора и для обращения за таким расторжением в суд.
В связи с установлением факта нарушения ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия" сроком более чем на 1 год суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Письмо арендодателя с указанием на допущенные нарушения и предложением расторгнуть спорный договор аренды ответчик получил, допущенные нарушения договора в разумный срок не устранил. Более того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора был проверен судом первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. У суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Так, предписание об устранении нарушений обязательства по договору выдано Министерством как исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере оказания адресной поддержки в реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, которому на основании Указа Президента Республики Бурятия от 26.04.2012 N 74 переданы функции адресной поддержки в реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов Республиканского агентства лесного хозяйства (Агентства).
Установленные предписанием сроки соответствуют требованиям разумности. Также, вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из содержания Концепции инвестиционного проекта, реализация инвестиционного проекта не поставлена в зависимость от сроков заключения договора аренды лесного участка и от срока окупаемости проекта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2014 года по делу N А10-693/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-693/2014
Истец: РЕСПУБЛИКАНСКОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО Лесопромышленный комплекс БАЙКАЛ-НОРДИК