г. Москва |
|
19 ноября 2014 г. |
Дело N А40-111711/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола секретарем Филатовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ключ Здоровья" на определение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2014 г., принятое судьей Иевлевым П.А. по делу N А40-111711/2014
по иску ООО "Ключ Здоровья" (ОГРН 1101690022378, ИНН 1609012170, 422000, р. Татарстан, г. Арск, ул. Вагизовых, д. 3)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1)
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от истца: неявка;
от ответчика: неявка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ключ Здоровья" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:09:010102:33 по адресу: Р. Татарстан, г. Арск, ул. Сибирский тракт, д. 3.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2014 г. (т. 2 л.д. 61) дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Р. Татарстан.
На состоявшееся определение Истцом подана апелляционная жалоба (т. 2 л.д. 70).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", как и ее территориальные подразделения (филиалы по субъектам РФ), - организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными публичными полномочиями.
В силу ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.
Правила, какую территорию признать местом нахождения того или иного субъекта права, поскольку от этого зависят определенные правовые последствия, устанавливаются не только гражданским, но и публичным законодательством.
В силу п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ местонахождение юридического лица - субъекта гражданского права определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа и указывается в его учредительных документах.
По смыслу данной нормы, местонахождение юридического лица - субъекта гражданского права привязано к определенному указанному в учредительных документах адресу, по которому возможно сообщение с данным лицом в лице его исполнительного органа.
В отличие от субъектов частного права, правоспособность и дееспособность которых позволяет им осуществлять деятельность на всей территории РФ, территориальные органы государственной власти (а равно организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными публичными полномочиями), осуществляют свои публичные полномочия только в пределах соответствующего территориального деления, независимо от того, по какому адресу располагается здание, в котором работает штат сотрудников.
Органы государственной власти и наделенные отдельными государственными публичными полномочиями организации, созданные по принципу федерального деления Российской Федерации, осуществляют свои полномочия только в пределах соответствующего субъекта РФ, при этом здание, в котором размещено руководство, вполне может находиться на территории другого субъекта РФ.
Для целей публичных правоотношений место нахождения территориального органа государственной власти определяется не адресом здания, в котором он функционирует, а территорией, на которой он вправе осуществлять свои полномочия.
Поскольку органы государственной власти могут вступать как в гражданско-правовые, так и в публично-правовые правоотношения, то и вопрос подсудности по спору с их участием должен решаться в зависимости от того, из гражданского или публичного правоотношения возник спор.
Когда территориальный орган государственной власти действует как субъект гражданского права (например, когда ТУ Росреестра по Москве или ФГБУ "ФКП Росреестра" закупают товары, арендуют помещения), его местонахождение определяется по правилам гл. 54 ГК РФ (адресом, указанным в учредительных документах, по которому располагается исполнительный орган).
Но когда территориальный орган государственной власти действует как субъект публичного права, его местонахождение не может определяться по правилам гл. 54 ГК РФ, поскольку в силу прямого указания нормы п. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство применяется только к гражданским правоотношениям; в таком случае его местонахождение определяется территорией, на которой он вправе осуществлять свои полномочия.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457 осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости.
Указанные функции являются публично-правовыми, а не частно-правовыми.
Указанные функции Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет через свои территориальные органы, по одному в каждом субъекте Российской Федерации, каждый из которых наделен правами по осуществлению вышеуказанных функций исключительно в пределах того субъекта РФ, в котором он создан.
Территориальные управления Росреестра наделены правами юридического лица, а их место нахождения определено федеральной структурой Российской Федерации, т.е. по одному Управлению на один субъект РФ.
В частности, Приказом Росреестра от 27.10.2009 N 303 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, которым установлено, что Управление является юридическим лицом (п. 3), и что его местом нахождения является: "г. Казань" (п. 17).
Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Полномочия Земельной кадастровой палаты по субъекту Российской Федерации производны от полномочий соответствующего Территориального управления Росреестра по субъекту РФ.
Следовательно, применительно к настоящему делу, поскольку спор возник из публично-правовых отношений, в связи с осуществлением филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Р. Татарстан отдельных функций публичной власти, делегированных ей Росреестром, то для целей определения суда, полномочного рассматривать спор, местонахождение данного учреждения определяется территорий, на которой ФГБУ "ФКП Росреестра" по Р. Татарстан вправе осуществлять соответствующие полномочия, т.е. территорией Р. Татарстан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный по настоящему делу спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом Р. Татарстан, в связи с чем правомерно передал дело по подсудности в Арбитражный суд Р. Татарстан.
Руководствуясь ст.ст. 188, 269, 271, 272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2014 г. по делу N А40-111711/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.Н. Барановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111711/2014
Истец: ООО "Ключ Здоровья"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ФГБУ "ФКП"