г. Самара |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А55-15889/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России - Черковский Г.И. - начальник, паспорт, Соколов А.С., доверенность от 08.05.2014 г.;
от НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора - Шубин А.Н., доверенность от 24.03.2014 г. N 50;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2014 года по делу N А55-15889/2014 (судья Гордеева С.Д.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России, (ОГРН 1036301840277), Самарская область, Кинельский район, с. Бобровка,
к НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, г. Самара,
об оспаривании постановления N 5-19-П14 от 26.06.2014 г.,
УСТАНОВИЛ:
Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление N 5-19-П14 о назначении административного наказания от 26.06.2014 года, вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, вынести по делу новое решение, признать постановление N 5-19-П14 о привлечении к административной ответственности от 26.06.14 г. незаконным.
В апелляционной жалобе указывает, что суд не принял во внимание, что соответствующие поправки были внесены в ТК РФ 02.07.13г., в то время как бессрочный трудовой договор с Булыгой Г.Г., Мухамедгалиевым М.Т. и Ивановым Ю.В. был заключен до внесения в закон соответствующих поправок и после их введения не продлялся, и необходимости истребовать названные сведения не было.
Податель жалобы также ссылается на то, что сведения о наличии/отсутствии судимости истребовались у работников и прилагались к документации для участия в тендерах, поэтому Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России располагал сведениями об отсутствии судимостей у работников Булыги Г.Г., Мухамедгалиева М.Т. и Иванова Ю.В., что подтвердилось в ходе административного производства и указано в постановлении.
По мнению подателя жалобы, решение суда вынесено с нарушением норм материального права, судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Куйбышевской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" (далее - Аэроклуб) 30.04.2014 выявлены нарушения в части обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры - юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 16-ФЗ одной из основных целей и задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Главным принципом обеспечения транспортной безопасности является законность (ст. 3 Закона N 16-ФЗ).
Статьей 10 Закона N 16-ФЗ установлены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, в том числе имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Согласно ч. 1.1 ст. 10 Закона N 16-ФЗ проверка указанных сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования по обеспечению транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств воздушного транспорта" (далее - приказ N 40).
Согласно п. 5.11 приказа N 40 субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Кроме того, в соответствии с п. 5.12 приказа N 40 субъект транспортной инфраструктуры обязан отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае, если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям ч. 1 ст. 10 Закона N 16-ФЗ.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ, отдельные работники при заключении трудового договора должны представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (ст. 65 ТК РФ).
Эта справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии судимости (отсутствии) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121. Административный регламент).
Форма, по которой выдается справка об отсутствии судимости, приведена в Административном регламенте.
Услугу по выдаче справок об отсутствии судимости представляет МВД России (п. 15 Административного регламента).
Для получения справки нужно обратиться с соответствующим заявлением:
в регионах - в информационные центры территориальных органов МВД (п. 6 Административного регламента);
через территориальные органы МВД России на районном уровне (п. п. 2.2, 16 Административного регламента);
За справкой об отсутствии судимости может обратиться сам работник или его уполномоченный представитель (п. 2 Административного регламента). Полномочия представителя подтверждаются нотариально заверенной доверенностью (ст. 185 ГК РФ).
Проверкой установлено, что Аэроклуб эксплуатирует три транспортных средства -воздушных судна (далее - ТС): А-27М4 RA-0569G (на основании договора аренды воздушного судна от 16.12.2010 N 81), А-27М5 RA-1864G (свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от 24.09.2013 N 003894), А-27М2 RA-121G (свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от 25.10.2013 серия АА N 005814).
Федеральным агентством воздушного транспорта проведено категорирование ТС -самолетам А-27М4 RA-0569G и А-27М5 RA-1864G присвоена 4 категория, о чем в Реестр категорированных ТС 25.04.2013 внесена соответствующая запись.
Согласно приказу начальника Аэроклуба от 30.12.2013 N 211 за указанными ТС закреплены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности ТС -сотрудники Аэроклуба Булыга Г.Г., Мухамедгалиев М.Т., Иванов Ю.В.
В нарушение ч. 1 ст. 10 Закона N 16-ФЗ и п. 5.11 приказа N 40 лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России", не проверены на наличие судимостей, а также психических заболеваний, алкоголизма или наркомании.
Таким образом, аэроклуб не исполнил установленные законом и возложенные на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по проверке сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и нахождение на учете в учреждениях органов здравоохранения в связи с наличием психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образует состав административного правонарушения.
В данном случае ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" обязано было и имело возможность надлежащим образом совершить все необходимые действия по проверке сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, и состояния на учете в учреждениях органов здравоохранения в связи с наличием психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Указанное правонарушение совершено 30.04.2014.
В Аэроклуб 16.05.2014 было направлено заказным письмом с уведомлением определение N 5-27-014 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. 29.05.2014 по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 58, каб. N 30.
Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено 29.05.2014 государственным инспектором отдела НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Бочкаревой З.А. в присутствии законного представителя юридического лица начальника ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" Черковского Геннадия Ивановича и представителя ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" по доверенности от 28.05.2014 Соколова Андрея Сергеевича. Черковский Г.И. дал объяснения по существу административного правонарушения и представил оформленные должным образом справки об отсутствии судимости и медицинские справки об отсутствии психических заболеваний, алкоголизма или наркомании на сотрудников Аэроклуба, ответственных за обеспечение транспортной безопасности: Булыгу Г.Г., Мухамедгалиева М.Т., Иванова Ю.В.
Как следовало из пояснений Черковского Г.И., все лица, в отношении которых необходимо было представить справки об отсутствии судимости и об отсутствии психических заболеваний, алкоголизма или наркомании, ранее являлись военнослужащими и неоднократно проходили медицинские комиссии, судимостей не имели, а сразу после увольнения в запас были приняты на работу в Аэроклуб. Кроме того, в соответствии п. 1.6 Устава ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" Аэроклуб является автономной некоммерческой организацией, созданной в целях предоставления услуг в области образования, физической культуры, спорта. Согласно п. 6.17 Устава к педагогической деятельности в Аэроклубе не допускаются лица: имевшие или имеющие судимость; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Постановлением от 29.05.2014 N 5-14-П14 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" было прекращено в связи с малозначительностью. ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" объявлено замечание.
Куйбышевским транспортным прокурором Прокофьевой Н.А. 09.06.2014 был вынесен протест на постановление от 29.05.2014 N 5-14-П14.
И.о. начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора (главный государственный транспортный инспектор) Бровацкий Г.Я. 20.06.2014, рассмотрев протест с участием заместителя Кубышевского транспортного прокурора советника юстиции Калиничевой Д.Н., начальника ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" Черковского Г.И. и представителя ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" по доверенности от 28.05.2014 Соколова А.С., вынес решение N 5-1783 об удовлетворении протеста Куйбышевского транспортного прокурора, отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 29.05.2014 N5-14-П14 и направлении на новое рассмотрение дела об административном правонарушении для полного, объективного выяснения обстоятельств дела и разрешения его в соответствии законом.
В Аэроклуб 24.06.2014 было направлено по электронной почте определение N 542-014 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. 26.06.2014.
Рассмотрение дела об административном правонарушении проведено 26.06.2014 в присутствии законного представителя юридического лица- начальника ОАНО "Самарский областной аэроклуб ДОСААФ России" Черковского Г.И., который дал объяснения по существу административного правонарушения и предртавил письмо Аэроклуба от 25.06.2014 N 51 в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора с приложенным к нему ответом Межмуниципального отдела МВД России "Кинельский" Самарской области от 20.06.2014 N 72/12135, подтверждающим сведения об отсутствии судимости у сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности: Булыгу Г.Г., Мухамедгалиева М.Т., Иванова Ю.В.
Статья 17 Федерального закона "О Полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее N 3-ФЗ) предусматривает "Формирование и ведение банков данных о гражданах". Пункт 3. ст. 17 N 3-ФЗ устанавливает, что внесению в банки данных подлежит информация:
о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
о лицах, осужденных за совершение преступления;
о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера и т.д., всего 23 пункта видов информации.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в момент проверки Аэроклуба Куйбышевской транспортной прокуратурой 30.04.2014 справки об отсутствии судимости у сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности: Булыгу Г.Г., Мухамедгалиева М.Т., Иванова Ю.В. в Аэроклубе не имелись, они также не имелись при рассмотрении дела об административном правонарушении согласно Постановления от 29.05.2014 N 5-14-П14, а были представлены в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора письмом Аэроклуба от 25.06.2014 N 51 т.е. после протеста Куйбышевской транспортной прокуратуры на данное Постановление.
Таким образом судом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличие в действиях Самарского областного аэроклуба ДОСААФ России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в связи с тем, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является законным.
Ссылка подателя жалобы на малозначительность совершенного правонарушения отклоняется судом, т.к. ст. 2.9 КоАП РФ подлежит применению лишь в исключительных случаях, доказательства исключительности данного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2014 года по делу N А55-15889/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным п.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15889/2014
Истец: Самарский областной аэроклуб ДОСААФ
Ответчик: НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора