г. Владивосток |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А59-131/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Энергетики и Электрификации "Сахалинэнерго",
апелляционное производство N 05АП-13917/2014
на решение от 09.09.2014
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-131/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Открытого акционерного общества Энергетики и Электрификации "Сахалинэнерго" (ИНН 6500000024, ОГРН 1026500522685, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.09.2002)
к Региональной энергетической комиссии по Сахалинской области (ИНН 6501073032, ОГРН 1026500531177, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.10.2002)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Рускор Строй" (ИНН 6501191276, ОГРН 1086501000453, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.01.2008)
о признании недействительным приказа N 61 от 16. 10. 2013,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Энергетики и Электрификации "Сахалинэнерго" (далее - общество, ОАО "Сахалинэнерго", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - комиссия, административный орган, РЭК Сахалинской области) с заявлением о признании недействительным Приказа N 61 от 16.10.2013 "Об урегулировании спора между ООО "Рускор Строй" и ОАО "Сахалинэнерго", связанного с применением установленной пунктом 1.3 Приказа РЭК Сахалинской области N 28 от 11.05.2012 платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальному проекту ООО "Рускор Строй" объекта "Офисный комплекс со встроенными торговыми помещениями, квартирами гостиничного типа и многоуровневой автостоянкой".
Определением от 29.01.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Рускор Строй".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.09.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ОАО "Сахалинэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что суд первой инстанции фактически разрешил спор о применении платы за технологическое присоединение, которая была установлена Приказом РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 62, в то время как предметом спора по настоящему делу являлось соответствие законодательству Приказа РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 61.
Кроме того, ОАО "Сахалинэнерго" полагает, что резолютивная часть Приказа от 16.10.2013 N 61 не основана на нормах права.
Общество также указывает на то, что оспариваемый приказ был опубликован в средствах массовой информации, в связи с чем стал доступен для неопределенного круга лиц, что нарушает право ОАО "Сахалинэнерго" на свободное осуществление предпринимательской деятельности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
РЭК Сахалинской области в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласилось, решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
11.05.2012 РЭК Сахалинской области издан приказ N 28 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальным проектам", которым установлен размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальным проектам для ряда заявителей, в том числе для ООО "Рускор Строй", что составило 18 281 492 рубля 22 копейки за 1030 кВт присоединяемой мощности.
На основании указанного приказа ОАО "Сахалинэнерго" и ООО "Рускор Строй" заключили договор от 15.08.2012 N 1335-18/12 "Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям", стоимость услуг по которому, с учетом самостоятельного исполнения ООО "Рускор Строй" части мероприятий, составила на день заключения договора 8 615 794 рубля 64 копейки.
22.05.2013 ООО "Рускор Строй" обратилось в ОАО "Сахалинэнерго" с письмом, в котором просило внести изменения в технические условия и договор применительно к объему ранее запрошенной мощности, учитывая, что в ходе строительства объекта в проект были внесены изменения, связанные с частичным отступлением от технических условий (уменьшение присоединяемой мощности объекта с 1030 кВт до 750 кВт).
27.05.2013 ОАО "Сахалинэнерго" выдало новые технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Вместе с тем, письмом от 16.05.2013 сообщило о согласии скорректировать договор и технические условия в части величины присоединяемой мощности, а также проинформировало о невозможности изменения цены договора и выразило свое несогласие с изменением данного условия договора.
Таким образом, между сетевой организацией и ООО "Рускор Строй" возник спор о применении размера платы за технологическое присоединение. Указанное послужило основанием обращения ООО "Рускор Строй" в РЭК Сахалинской области.
Рассмотрев заявление ООО "Рускор Строй", комиссией был издан приказ N 61 от 16.10.2013 о признании неправомерным применение ОАО "Сахалинэнерго" платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту ООО "Рускор Строй", установленной пунктом 1. 3 приказа Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 11. 05. 2012 N 28 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальным проектам", при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, максимальная присоединяемая мощность которых составляет 750 кВт.
Посчитав, что названный приказ издан в нарушение норм действующего законодательства, ОАО "Сахалинэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует положениям закона и нормативных актов и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35 - ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (абзац 10 пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ).
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, (далее по тексту - Правила технологического присоединения) определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, устанавливают критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 6 указанных Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (абзац 4 пункта 17 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 23 Правил технологического присоединения в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий.
Из материалов дела следует, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому стороны договорились выполнить мероприятия по технологическому присоединению линии общей мощностью 1030 кВт, заключен между ОАО "Сахалинэнерго" и ООО "Рускор Строй" 15.08.2012.
Письмом от 22.05.2013 ООО "Рускор Строй" обратилось к ОАО "Сахалинэнерго" по вопросу изменения мощности присоединяемых энергопринимающих устройств (с 1030 кВт до 750 кВт) с соответствующим оформлением данного изменения.
При этом, приказом РЭК Сахалинской области от 11.05.2012 N 28 установлена плата за 1030 кВт присоединяемой мощности и обеспечение второй категории надежности, тогда как согласно заключенному договору (с учетом заключенного дополнительного соглашения от 27.06.2013 N 1 к договору от 15.08.2012 N 1335-18/12, в связи с обращением 22.05.2013 ООО "Рускор Строй") максимальная мощность присоединяемых объектов ООО "Рускор Строй" составляла 750 кВт.
Учитывая изложенное, ООО "Рускор Строй" обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением об урегулировании спора по применению платы, установленной п 1.3 Приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 11. 05. 2012 N 28 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальным проектам", так как фактически, в связи с заключением дополнительного соглашения присоединяемая мощность объектов ООО "Рускор Строй" составляла не 1030, а 750 кВт.
В соответствии с пунктом 40 (1) Правил технологического присоединения заявители (за исключением лиц, указанных в пункте 13 настоящих Правил), имеющие на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых в установленном порядке осуществлялось фактическое технологическое присоединение, вправе снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу сетевой организации от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.
Для уменьшения максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителем в адрес сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства заявителя, направляется заявка об уменьшении максимальной мощности.
В силу пункта 40 (2) Правил технологического присоединения сетевая организация при обращении заявителей, указанных в пункте 40 (1) настоящих Правил, в течение 30 дней со дня такого обращения обязана направить этим заявителям:
- соглашение об уменьшении максимальной мощности, предусматривающее обязательства сторон этого соглашения по подписанию документов о технологическом присоединении, фиксирующих объем максимальной мощности после ее уменьшения, а также по внесению изменений в иные документы, предусматривающие взаимодействие сетевой организации и заявителя (при наличии);
- информацию о внесенных в технические условия изменениях, содержащих сведения о величине максимальной мощности объектов заявителя после ее уменьшения в связи с отказом в пользу сетевой организации, мероприятиях по перераспределению максимальной мощности по точкам присоединения, мероприятиях по установке (замене) устройств, обеспечивающих контроль величины максимальной мощности для снижения ее величины в объемах, предусмотренных соглашением о перераспределении мощности, а также мероприятиях по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики.
Как следует из материалов дела, спор по установлению размера платы за технологическое присоединение ООО "Рускор Строй" к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" имел место быть, что подтверждается письмом от 16.05.2013, в котором сетевая организация сообщила о согласии скорректировать договор и технические условия в части величины присоединяемой мощности (уменьшение присоединяемой мощности объекта с 1030 кВт до 750 кВт), при этом, проинформировав о невозможности изменения цены договора и выразив свое несогласие с изменением данного условия договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 14 утверждены Правила урегулирования споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок) (далее по тексту - Правила урегулирования споров).
Правила урегулирования споров определяют порядок рассмотрения споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) тарифных ставок, установленных органами государственного регулирования цен (тарифов) для определения величины такой платы (стандартизированных тарифных ставок) (пункт 1 Правил урегулирования споров).
Органами, осуществляющими рассмотрение споров, являются Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 2 Правил урегулирования споров).
Пунктом 3 Правил урегулирования споров установлено, что основанием для рассмотрения спора является заявление, поданное в орган регулирования в течение 90 дней со дня, когда лицо, подающее заявление узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с пунктом 17 Правил урегулирования споров, по результатам рассмотрения спора орган регулирования не позднее 90 дней со дня принятия заявления принимает мотивированное решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично), либо об отказе в их удовлетворении, за исключением случаев, когда указанный срок продлевается на срок, необходимый для получения дополнительных сведений, привлечения к рассмотрению других лиц и (или) проведения экспертизы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о неправомерности применения ОАО "Сахалинэнерго" платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту ООО "Рускор Строй", установленной п. 1.3 приказа комиссии от 11.05.2012 N 28 "Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Сахалинэнерго" по индивидуальным проектам", при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, максимальная присоединяемая мощность которых составляет 750 кВт, в связи с чем и был издан оспариваемый приказ РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 61.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции фактически разрешил спор о применении платы за технологическое присоединение, которая была установлена Приказом РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 62, в то время как предметом спора по настоящему делу являлось соответствие законодательству Приказа РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 61, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Суд первой инстанции дал анализ отношений сторон, в результате которого пришел к выводу о том, что между ОАО "Сахалинэнерго" и ООО "Рускор Строй" имелся спор относительно применения установленной РЭК Сахалинской области платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом оценка правомерности Приказа РЭК Сахалинской области от 16.10.2013 N 62 судом первой инстанции в обжалуемом решении не содержится.
Таким образом, коллегия полагает, что суд первой инстанции не разрешал спор о применении платы за технологическое присоединение, а лишь констатировал наличие указанного спора. Данный вывод был необходим суду для проверки соответствия оспариваемого приказа Правилам урегулирования спора.
Довод сетевой организации о том, что по результатам рассмотрения спора РЭК Сахалинской области принято решение, оформленное Приказом от 16.10.2013 N 62 коллегией отклоняется, поскольку указанным приказом комиссия установила новый размер платы за технологическое присоединение, в то время как предметом рассмотрения по настоящему делу является решение, оформленное приказом комиссии от 16.10.2013 N 61.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод жалобы ОАО "Сахалинэнерго" о том, что резолютивная часть Приказа от 16.10.2013 N 61 не основана на нормах права.
В соответствии с пунктом 17 Правил урегулирования спора орган регулирования по результатам рассмотрения спора принимает решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении (полностью или частично) либо об отказе в их удовлетворении.
При этом, Правила урегулирования спора не содержат указания на обязательность дословного соответствия принимаемого решения указанным формулировкам.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый приказ был опубликован в средствах массовой информации, в связи с чем стал доступен для неопределенного круга лиц, что нарушает право ОАО "Сахалинэнерго" на свободное осуществление предпринимательской деятельности, судебной коллегией также отклоняется, поскольку Приказ от 16.10.2013 N 61 не содержит сведений, составляющих государственную тайну или сведений конфиденциального характера, соответствует положениям закона и нормативных актов и не нарушает права и законные интересы сетевой организации.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый приказ от 16.10.2013 N 61, является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы правового значения для рассмотрения спора по существу не имеют.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная ОАО "Сахалинэнерго" при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 526 от 17.09.2014 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1.000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учётом пункта 34 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.09.2014 по делу N А59-131/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу Энергетики и Электрификации "Сахалинэнерго" (ИНН 6500000024, ОГРН 1026500522685, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.09.2002) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 (одной тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 526 от 17.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-131/2014
Истец: ОАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "САХАЛИНЭНЕРГО"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Рускор Строй"