г. Москва |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А40-146915/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ГлавУпДК при МИД России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2014 года по делу N А40-146915/2013 (49-809)
по заявлению ЗАО "ТД "Сетуньская" (ОГРН 1087746949840, 119048, Москва, ул. Усачева, 2, 1)
к ФГБУ "ФКП Росреестра",
третьи лица: 1)ТУ Росимущества в Москве, 2)Росимущество, 3)ГлавУпДК при МИД России, 4)Управление Росреестра по Москве
о признании недействительными решений и обязании
при участии:
от заявителя: |
Еременко В.Г. по дов. от 19.06.2014 N б/н, Тугуши Д.В. по дов. от 19.06.2014 N б/н, Берковский К.П. по дов. от 19.06.2014 N б/н; |
от ответчика: |
Жирнова М.А. по дов. от 28.12.2012 N 77/2012-24; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен, 2) Гребенева Т.В. по дов. от 14.01.2014 N ОД-16/403, Дзарданов А.Ю. по дов. от 10.01.2014 N ПФ-16/161, 3) Карташева Г.С. по дов. от 17.01.2014 N 215-001/ДК, 4) не явился, извещен; |
от Департамента городского имущества города Москвы: |
Кравец А.Г. по дов. от 27.12.2013 N 33-Д-931/13; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2014 года удовлетворены заявленные ЗАО "ТД "Сетуньская" требования о признании недействительными решения ФГБУ "ФКП Росреестра о внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в Государственный кадастр недвижимости, а именно:
1) решение N 77/601/13-703 от 15.01.2013
2) решение N 77/601/13-709 от 15.01.2013
3) решение N 77/601/13-795 от 16.01.2013;
признании недействительными решения ФГБУ "ФКП Росреестра о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ и площади земельных участков, а именно:
1) решение N 77/601/13-50926 от 12.08.2013
2) решение N 77/601/13-51559 от 13.08.2013
3) решение N 77/601/13-50601 от 09.08.2013;
обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о следующих земельных участках:
1) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1007
2) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1008
3) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1009.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных ч.2 ст.201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Также суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем решения регистрирующего органа противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГлавУпДК при МИД России обратилось с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных ЗАО "ТД "Сетуньская" требований в полном объеме. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Департамент городского имущества города Москвы также не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и отказать в удовлетворении заявленных ЗАО "ТД "Сетуньская" требований в полном объеме.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 производство по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2014 года по делу N А40-146915/2013 (49-809) прекращено. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае обжалуемый судебный акт не принят о правах и обязанностях лица, не участвующего в деле, и не затрагивает его права и законные интересы, доказательств, подтверждающих иное, лицом, не участвующими в деле, представлено не было. Настоящий спор был рассмотрен судом первой инстанции с участием того круга лиц, который закон предусматривает по данным категориям спора.
Представители ТУ Росимущества в Москве, Управления Росреестра по Москве надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ЗАО "ТД "Сетуньская" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Западный административный округ, пересечение ул. Староволынской и Минской, кадастровый номер 77:07:0009007:2.
09.09.2013 Общество выдан кадастровый план территории квартала, в соответствии с которым на месте расположения земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:2 поставлены на кадастровый учет три других земельных участка с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008, 77:07:0009007:1009.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Государственного кадастра недвижимости земельный участок, принадлежащий Обществу, и земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008, 77:07:0009007:1009 являются смежными.
Сведения об указанных земельных участках были внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании решений ФГБУ "ФКП Росреестра" N 77/601/13-703 от 15.01.2013, N 77/601/13-709 от 15.01.2013, N 77/601/13-795 от 16.01.2013 как сведения о ранее учтенных земельных участках.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом; состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен статьей 22 указанного Закона.
В соответствии с п. 7 ст. 45 Закона о кадастре, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра данные сведения включаются в государственный кадастр недвижимости при обращении заинтересованного лица на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости и представленных соответствующими органами государственной власти по его запросам.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 были внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2013 на основании заявления о внесении государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости от 12.12.2012 N 77-0-1-22/3003/2012-9560, Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Индия от 13.07.1989; сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1008 были внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2013 на основании заявления о внесении государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости от 12.12.2012 N 77-0-1-22/3003/2012-9558, Протокола между Правительством СССР и Правительством Республики Куба от 27.01.1977, Договоренности сторон о предоставлении земельного участка от 20.04.1984 N 1326 дк; сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1009 были внесены в государственный кадастр недвижимости 16.01.2013 на основании заявления о внесении государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости от 12.12.2012 N 77-0-1-22/3003/2012-9556, Соглашения между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики от 09.08.1991.
На основании решений ФГБУ "ФКП Росреестра" N 77/601/13-50926 от 12.08.2013, N 77/601/13-51559 от 13.08.2013, N 77/601/13-50601 от 09.08.2013 границы земельных участков были уточнены.
В силу ч. 5 ст. 38 Закона о кадастре местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана, составляемого в результате выполнения кадастровых работ.
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно п. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Пунктом 7 ст. 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" точность координат характерных точек границ земельных участков населенных пунктов не может быть менее 0,1 м (средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки).
Согласно материалам кадастровых дел сведения о местоположении границ и площади земельных участков были внесены на основании заявлений ТУ Росимущества в городе Москве и межевых планов от 17.07.2013.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, из представленных доказательств не следует, что представленные в ФГБУ "ФКП Росреестра" правоустанавливающие документы и имеющиеся материалах кадастровых дел сведения позволяют достоверно определить местоположение земельных участков, в отношении которых приняты оспариваемые Обществом решения.
Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Индия от 13.07.1989, Протокол между Правительством СССР и Правительством Республики Куба от 27.01.1977, Соглашение между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики от 09.08.1991 и приложения к ним не содержат какие-либо ориентиры на местности, кроме ориентировочных указаний на автомобильные дороги (Очаковское шоссе, Староволынская улица, Минская улица).
Кроме того суд первой инстанции правомерно принял во внимание тот факт, что Очаковское шоссе и Староволынская улица располагаются в трех кадастровых кварталах, что не позволяет достоверно установить местоположение земельных участков и не позволяет сделать вывод о нахождении земельных участков на месте расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Западный административный округ, пересечение ул. Староволынской и Минской, с кадастровым номером 77:07:0009007:2.
Как следует из материалов дела, при внесении записи в ГКН местоположение земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 определено таким образом, что он примыкает к Староволынской улице.
При этом согласно представленным в материалы дела: ответу из ГУП "Московский социальный регистр", ответу на запрос из Главного архивного управления г. Москвы от 09.04.2014 N 9986, решению исполкома Мосгорсовета от 13.04.1987 N 862, ответу на запрос из Главного архивного управления г. Москвы от 27.05.2014 N 17877 (Приложение NN 2-7), Заключению специалиста N 004661/8/77001/09214/И-2323 от 26.03.2014, наименование "Староволынская улица" было присвоено безымянному проезду, участку бывшего Очаковского шоссе 13.04.1987, который располагается на расстоянии 1,9 км от Очаковского шоссе.
Согласно прилагаемому к Соглашению между Правительством СССР и Правительством Республики Индия от 13.07.1989 плану единственной привязкой земельного участка к местности является ориентировочное указание на Очаковское шоссе. При этом указание на уже существовавшую на момент подписания Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Староволынскую улицу в плане отсутствует.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные в материалы доказательства, не позволяют достоверно установить местоположение спорных земельных участков и не позволяют сделать вывод об их нахождении на месте расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Западный административный округ, пересечение ул. Староволынской и Минской, с кадастровым номером 77:07:0009007:2.
Судом также правомерно приняты во внимания выводы, содержащиеся в заключении специалиста в области землеустроительного исследования N 004661/8/77001/09214/И-2323 от 26.03.2014, согласно которому не представляется возможность определить на основании представленных в ФГБУ "ФКП Росреестра" сведений, содержащихся в Соглашении между Правительством СССР и Правительством Республики Индия от 13.07.1989, Протоколе между Правительством СССР и Правительством Республики Куба от 27.01.1977, Соглашении между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной Республики от 09.08.1991, границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007, земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008, земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009, с предельно допустимой точностью при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ, а также о несоответствии указанных сведений о границах сведениям Государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, имеющиеся в материалах кадастровых дел межевые планы от 17.07.2013 составлены в нарушение ст. 38 Закона о кадастре, Приказа Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518, Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, при отсутствии правоустанавливающих документов, на основании которых возможно с минимально допустимой точностью определить границы земельных участков, поскольку в качестве исходных данных в указанных межевых планах использованы кадастровые выписки о земельных участках и вышеназванные межправительственные соглашения, которые, как указано выше, не позволяют достоверно установить местоположение спорных земельных участков.
Принимая во внимание установленную невозможность достоверного определения местоположения земельных участков, оспариваемые Обществом решения ФГБУ "ФКП Росреестра" о внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в Государственный кадастр недвижимости и о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением границ и площади земельных участков, не соответствуют ст. 22, ч.7 ст.38, ч.9 ст.38, ч.7 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказу Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке".
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о следующих земельных участках: 1) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1007
2) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1008
3) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1009.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о следующих земельных участках: 1) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1007
2) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1008
3) земельный участок с кадастровым номером 77:07:0009007:1009.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2014 года по делу N А40-146915/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГлавУпДК при МИД России - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146915/2013
Истец: ЗАО "ТД "Сетуньская"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральнаяч кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ГлавУПДК при МИД России, Росимущество, Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Управление РосРеестра по г. москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, ДГИ г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
14.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27262/16
22.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146915/13
09.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
16.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50010/15
18.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
13.01.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
20.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43624/14
13.11.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43902/14
08.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146915/13