город Омск |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А75-3424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.
судей Тетериной Н.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Моториной О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9307/2014) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2014 по делу N А75-3424/2014 (судья Касумова С.Г.), принятое по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) к открытому акционерному обществу "Югорская региональная электросетевая компания" (ОГРН 1118601002596, ИНН 8601045152) о признании недействительными открытого конкурса и договора поставки
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Гарантия" (ОГРН 1096674014051, ИНН 6674335237), общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная компания "Локус" (ОГРН 1116670021137, ИНН 6670345805)
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к открытому акционерному обществу "Югорская региональная электросетевая компания" (далее - ОАО "ЮРЭСК", ответчик) с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Гарантия" (далее - ООО "ПО "Гарантия", третье лицо), общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональная компания "Локус" (далее - ООО МК "Локус", третье лицо) о признании недействительными открытого конкурса, проведённого ОАО "ЮРЭСК" на право заключения договора поставки оборудования и материалов для строительств сетей электроснабжения напряжения 20-10-0,4кВ (третья партия), о признании недействительным договора поставки N 183-12/13ИП от 30.12.2013, заключённого между ОАО "ЮРЭСК" и ООО МК "Локус".
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.05.2014 по делу N А75-3424/2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ПО "Гарантия" и ООО МК "Локус".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.07.2014 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование своей жалобы истец указывает, что комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что включение в перечень поставляемого товара провода CCSX АААС W 24 kV (BLX-T) способно привести к ограничению участия в конкурсе потенциальных участников конкурса, так как подразумевает под собой единственного изготовителя и поставщика указанной продукции. Требования, предъявляемые к поставляемому товару (провод CCSX АААС W 24 kV (BLX-T)), требования, установленные конкурсной документацией и предъявляемые к участникам конкурса в части наличия опыта работы, поставки товаров аналогичных предмету конкурса, а также предоставления справки о перечне и годовых объёмах поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг не менее чем за 3 предшествующих года и копии документа (документов), заверенного участником закупки, подтверждающего, что участник закупки является производителем поставляемого товара, либо копии письма от завода-изготовителя, заверенной участником закупки, подтверждающего, что участник закупки является официальным дилером производителя поставляемого товара, либо оригинала письма от дилера (официального представителя) на предоставление полномочий поставлять продукцию, являющуюся предметом конкурса противоречат части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), и способны ограничить конкуренцию.
От ответчика поступил отзыв на жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В этом же отзыве ответчик изложил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
От третьих лиц отзывов на жалобу не поступило.
Представители сторон и третьих лиц, извещённых о судебном заседании 06.11.2014 надлежащим образом, в него не явились. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения, оценки и подведения итогов по открытому конкурсу на право заключения договора поставки оборудования и материалов для строительства сетей электроснабжения напряжением 20.10.0,4 кВ (третья партия), проведённому ответчиком, к участию в конкурсе допущены ООО "ЭСС" и ООО МК "Локус"; заявке ООО "ЭСС" присвоен порядковый номер 1, заявке ООО МК "Локус" - порядковый номер 2 (протокол от 20.12.2013 N 91 заседания единой комиссии по размещению закупок для нужд ОАО "ЮРЭСК") (т. 1 л.д. 118-135, т. 2 л.д. 1-35).
Победителем по открытому конкурсу признано ООО "ЭСС" (пункт 4.3. протокола от 20.12.2013 N 91).
ООО "ЭСС" отказалось впоследствии от заключения договора на предложенных условиях по открытому конкурсу в связи с невозможностью осуществления поставки в предлагаемые сроки и изменением цен на продукцию (письмо в адрес ответчика, т. 2 л.д. 137, т. 6 л.д. 108).
В связи с чем договор поставки 30.12.2013 N 183-12/13-ИП заключён с поставщиком ООО МК "Локус" (т. 2 л.д. 138-142, т. 6 л.д. 109-130).
По результатам рассмотрения жалобы ООО ПО "Гарантия", которое также подавало заявку на участие в открытом конкурсе (регистрационный номер заявки 6) и чья заявка была признана не соответствующей конкурсной документации (протокол от 18.12.2013 N 89/1, т. 1 л.д. 57-117), истцом принято решение от 16.01.2014 N 02-06/ЗС-29/238 (т. 1 л.д. 44- 54), в соответствии с которым жалоба ООО ПО "Гарант" признана обоснованной, признано в действиях заказчика - ответчика при проведении открытого конкурса нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в установлении требований к поставляемому товару, а также к участникам закупки требований, способных ограничить допуск к участию в торгах.
Данное обстоятельство обусловило настоящее обращение истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи друг с другом, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При этом в силу части 4 названной статьи нарушение правил, установленных настоящей статьёй, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их проведения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Советом директоров ОАО "ЮРЭСК" (протокол от 27.01.2012 N 04) утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг в ОАО "ЮРЭСК" (далее - Положение о закупках) (т. 2 л.д. 19-71, т. 3 л.д. 85-137) с изменениями (протокол от 11.11.2013 N 8) (т. 4 л.д. 1-50).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке, в частности, должны быть указаны сведения, определённые положением о закупке, в том числе: 1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; 9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В разделах III "Информационная карта конкурса", VI "Техническая часть конкурсной документации" конкурсной документации (т. 3 л.д. 74 на обороте - 110) указаны наименование товара и его характеристики, соответствующие потребностям ответчика, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки.
При этом какие-либо неизмеряемые требования к участникам или закупаемому оборудованию, как правильно указал суд первой инстанции, ответчиком в конкурсной документации не установлены.
Полное наименование товара, подлежащего поставке (69 позиций), определено в пункте 2.1. раздела VI "Техническая часть конкурсной документации" конкурсной документации.
В частности, под позицией 68 в названном пункте технической документации значится провод защищённый типа CCSX АААС 99-AL W 24 kV (BLX-T AlMgSi).
Возражения истца по сути сводятся к тому, что включение в перечень поставляемого товара провода CCSX АААС W 24 kV (BLX-T) способно привести к ограничению участия в конкурсе потенциальных участников конкурса, так как подразумевает под собой единственного изготовителя и поставщика указанной продукции.
Истец в связи с этим считает, что требования, предъявляемые к поставляемому товару (провод CCSX АААС W 24 kV (BLX-T)), требования, установленные конкурсной документацией и предъявляемые к участникам конкурса в части наличия опыта работы, поставки товаров аналогичных предмету конкурса, а также предоставления справки о перечне и годовых объёмах поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг не менее чем за 3 предшествующих года и копии документа (документов), заверенного участником закупки, подтверждающего, что участник закупки является производителем поставляемого товара, либо копии письма от завода-изготовителя, заверенной участником закупки, подтверждающего, что участник закупки является официальным дилером производителя поставляемого товара, либо оригинала письма от дилера (официального представителя) на предоставление полномочий поставлять продукцию, являющуюся предметом конкурса, противоречат части 1 статьи 3 Закона о закупках и способны ограничить конкуренцию.
Истец указывает в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что единственным изготовителем провода CCSX АААС W 24 kV (BLX-T) является завод AmokraftkabelAB, а единственным поставщиком данного провода - ЗАО "ЭНРОСА".
Именно в связи с этим обстоятельством истец считает, что включение в перечень поставляемого товара вышеуказанного провода способно привести к ограничению участия в конкурсе потенциальных участников конкурса.
Однако данные доводы истца ошибочны.
Как следует из материалов дела, изначально было подано 6 заявок на участие в открытом конкурсе, что само по себе свидетельствует о том, что товар, необходимый заказчику - ответчику, мог быть предложен не только ООО МК "Локус", с которым был впоследствии заключён договор поставки.
Доводы истца могли быть признаны обоснованными в ситуации, когда открытый конкурс проводился ответчиком исключительно среди изготовителей товара, в частности, провода CCSX АААС W 24 kV (BLX-T).
В этом случае действительно предполагается изначально, что кроме самого единственного изготовителя такого провода, никто другой не имеет реальной возможности участвовать в конкурсе и быть допущенным к нему.
В рассматриваемом случае на открытом конкурсе предметом торгов выступало право на заключение договора поставки оборудования и материалов, в числе которых из 69 позиций имеется провод защищённый типа CCSX АААС 99-AL W 24 kV (BLX-T AlMgSi).
Из материалов дела усматривается, что в свидетельстве дилера ООО "СплавЭксперт" от 02.12.2013 N СЭ-310085 указано, что ООО "СплавЭксперт" является дилером в России завода-изготовителя AmokraftkabelAB и подтверждает готовность поставить 114 км и 152 км провода защищённого типа CCSX АААС 99-AL W 24 kV (BLX-T AlMgSi) и удостоверяет, что участник открытого конкурса ООО ПО "Гарант" имеет все необходимые полномочия на поставку указанного оборудования (т. 2 л.д. 111 на обороте, т. 5 л.д. 87).
Из письма ЗАО "ЭНРОСА" от 25.11.2013 N ЭР-141 в адрес, в том числе ООО "СплавЭксперт", следует, что ЗАО "ЭНРОСА", являющееся официальным дилером продукции Amo kraftkabel AB (Алстермо, Швеция) в России, готово поставить 114 км защищённого провода типа CCSX АААС 99-AL W 24 kV (BLX-T AlMgSi) на обозначенных в письме условиях оплаты и сроке выполнения работ (т. 6 л.д. 76).
Исходя из чего можно сделать вывод о том, что поставку оборудования и материалов, в том числе указанного провода, могло осуществить любое лицо из участников, пожелавших принять участие в открытом конкурсе, получив необходимый товар, в том числе от дилера завода-изготовителя.
Поэтому суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при проведении конкурса ответчиком не допущено действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Поскольку ответчик не допустил нарушений требований законодательства при проведении открытого конкурса, оснований для признания конкурса и договора недействительными у суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца при повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются по вышеизложенным мотивам.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.07.2014 по делу N А75-3424/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Н.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3424/2014
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре
Ответчик: ОАО "Югорская региональная электросетевая компания"
Третье лицо: Межрегиональная компания "Локус", ООО "ПО "Гарантия", ООО "Межрегиональная компания "Локус", ООО "Производственное объединение "Гарантия" "