город Омск |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А46-10280/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11090/2014) Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.09.2014 по делу N А46-10280/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области - Швед А.А. (личность установлена на основании служебного удостоверения, по доверенности N 01-05/4Д от 09.01.2014 сроком действия по 31.12.2014),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении N 04097 от 13.05.2014.
Решением от 05.09.2014 по делу N А46-10280/2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением Роскомнадзора по Омской области требования, привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, поскольку пришел к выводу о нарушении предприятием правил оказания услуг почтовой связи, что привело к нарушению лицензионных требований.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "Почта России" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой податель жалобы указывает, что срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
ФГУП "Почта России", надлежащим образом извещённое в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечило.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившегося представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.05.2014 на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области от 16.04.2014 N 124-нд в целях рассмотрения обращения Хроменко
А.Е. по вопросу качества оказания услуг почтовой связи (рег. N 01-12-173/55 от 14.04.2014) Управлением Роскомнадзора по Омской области в отношении ФГУП "Почта России" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заинтересованным лицом обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в объектах почтовой связи.
В результате проверки было обнаружено нарушение (нарушения) лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в соответствии с лицензией N 108074 в объектах почтовой связи ФГУП "Почта России" - оформление и вручение дефектного почтового отправления осуществлено с нарушением установленных требований, а именно:
- не составлен акт о внешнем состоянии дефектного почтового отправления мелкий пакет простой N RA554410356RU в отделении почтовой связи (далее - ОПС) N 5 11.04.2014 в 09-00 (время совершения административного правонарушения). Указанный в обращении мелкий пакет простой N RA554410356RU поступил 11.04.2014 в ОПС N 5 по накладной от 10.04.2014 N 6449647300119970. В процессе обработки входящих регистрируемых почтовых отправлений в ОПС N 5 мелкому пакету присвоен входящий порядковый номер 226. Согласно письму Управления Федеральной почтовой службы по Омской области - филиала ФГУП "Почта России" от 23.04.2014 N 44.08-43/1164 (далее по тексту - письмо УФПС) "В момент его обработки был обнаружен на оборотной стороне размещенный вертикально прозрачный скотч, а с левой боковой стороны нарушена целостность бумажного конверта". В соответствии с пунктом 2.3 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утверждённого ФГУП "Почта России" 01.02.2011 N 3.2.2-05/5-НД (далее - Порядок) под дефектными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, поступившие с повреждённой упаковкой. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, при обнаружении РПО и простых мелких пакетов в дефектном состоянии необходимо составить акт о внешнем состоянии дефектного почтового отправления. Данные требования закреплены также в п.19.2 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утверждённого приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п. Как следует из письма ФГУП "Почта России" в отделении почтовой связи места вручения акты не составлялись. Порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений утверждён оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" в соответствии с положениями пункта 42 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, согласно которому Порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений устанавливается операторами почтовой связи.
- адресат не проинформирован работником ОПС N 5 в период с 08-00 до 20-00 14.04.2014 (время совершения административного правонарушения) о поступлении мелкого пакета простого N RA554410356RU в дефектном состоянии. При выписке извещения формы 22 на получение мелкого пакета N RA554410356RU работники ОПС N 5 на бланке не указали о том, что почтовое отправление поступило в дефектном состоянии, и при вручении мелкого пакета адресат не был проинформирован о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии. Данный факт подтверждён в представленных оператором почтовой связи документах, а именно: в предъявленной копии извещения формы 22 на имя Хроменко А.Е. отсутствует информация о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии, и отметка получателя "С актом ознакомлен. Претензий не имею". В соответствии с требованиями пунктов 8.1 и 8.2 Порядка при поступлении дефектного почтового отправления работники объекта почтовой связи выписывают извещение формы 22 с информацией о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии, при вручении дефектного почтового отправления, поступившего при акте, адресату предоставляется для ознакомления акт, в случае если адресат, ознакомившись с актом, согласен получить почтовое отправление, на извещении формы 22 проставляют отметку "С актом ознакомлен. Претензий не имею" с указанием даты и подписи.
По результатам проверки должностным лицом Управления Роскомнадзора по Омской области был составлен протокол об административном правонарушении N 04097 от 13.05.2014, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и иные материалы проверки направлены Управлением Роскомнадзора по Омской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
05.09.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 1 статьи 8 и пункту 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Особенности лицензирования могут устанавливаться федеральными законами.
В силу статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи".
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Статьёй 46 Закона о связи предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074, выданной 11.04.2003 (срок действия до 11.04.2018). Таким образом, предприятие является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
В соответствии с пунктом 5 Условий осуществления деятельности, являющихся приложением к лицензии N 108074, лицензиат обязан оказывать услуги в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
Согласно подпункту "в" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2014 в отделение почтовой связи по накладной от 10.04.2014 N 6449647300119970 поступил мелкий пакет простой NRA554410356RU, на оборотной стороне которого был размещён вертикально прозрачный скотч, а с левой боковой стороны нарушена целостность бумажного конверта.
Согласно пункту 2.3 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденного ФГУП "Почта России" 01.02.2011 N 3.2.2-05/5-НД, под дефектными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, поступившие с повреждённой упаковкой. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка при обнаружении РПО и простых мелких пакетов в дефектном состоянии необходимо составить акт о внешнем состоянии дефектного почтового отправления. Данные требования закреплены также в пункте 19.2 Порядка приёма и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-п.
Между тем, в отделении почтовой связи места вручения указанные акты не составлялись.
В соответствии с требованиями пунктов 8.1 и 8.2 Порядка при поступлении дефектного почтового отправления работники объекта почтовой связи выписывают извещение формы 22 с информацией о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии, при вручении дефектного почтового отправления, поступившего при акте, адресату предоставляется для ознакомления акт, в случае если адресат, ознакомившись с актом, согласен получить почтовое отправление, на извещении формы 22 проставляют отметку "С актом ознакомлен. Претензий не имею" с указанием даты и подписи.
Данное требование законодательства ФГУП "Почта России" также соблюдено не было.
Таким образом, материалами дела (протокол об административном правонарушении от 13.05.2014 N 04097, акт проверки от 13.05.2014 N А-108074-55-04/35, л.д. 8-10, 11-13) подтверждается наличие в действиях предприятия административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи в соответствии с лицензией N 108074.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предприятия объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины предприятия во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействиях) предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данных выводов суда первой инстанции ФГУП "Почта России" не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Довод подателя апелляционной жалобы о пропуске срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности не принимается во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения).
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъективного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
В рассматриваемом случае ФГКП "Почта России" было допущено нарушение правил оказания услуг почтовой связи, которое привело к нарушению прав конкретного потребителя услуг почтовой связи.
Исходя из существа допущенного ФГКП "Почта России" правонарушения, целей законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан, апелляционный суд считает, что вменяемое заинтересованному лицу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Изложенный вывод суд апелляционной инстанции в полной мере соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 02.11.2010 N 6971/10.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ФГКП "Почта России" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.09.2014 по делу N А46-10280/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10280/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"