г.Москва |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А40-29089/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2014 по делу N А40-29089/2013 (6-300)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
3-е лицо: Юго-восточный ТБТИ г.Москвы
о признании отказа N 12/026/2012-659, 661 незаконным
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Кузьминых А.В. по дов. от 07.04.2014 N 2336; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, Управление Росреестра по Москве) N 12/026/2012-659, 661; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве внести изменения в запись ЕГРП в части изменения адреса объекта, а именно: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3, внести изменения в запись ЕГРП в части изменения площади объекта, а именно: 3 621, 9 кв.м.; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности г.Москвы на объект общей площадью 3 621, 9 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции указал, что судами не в полной мере выяснен вопрос о том, что понимается под терминами "техническое подполье" и "технический этаж", а также подлежали ли спорные помещения государственной регистрации в органах БТИ по правилам, установленным в положениях СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР N 78 от 16.05.1989.
Кроме того, судами не приняты должные меры к исследованию вопроса о том, что же собой представляет спорное, ранее не учтенное помещение применительно к СНиП 31-06-2009, а также не выяснил того, к какому типу помещений оно относится (технический этаж, техническое подполье).
Также суд кассационной инстанции указал, что в зависимости от определения вышеуказанной характеристики спорного помещения возможно установить, входит ли его площадь в общую площадь принадлежащего заявителю на праве собственности здания, в соответствии с СНиП 31-06-2009, а также необходим ли был в связи с этим технический учет упомянутого помещения в техпаспорте БТИ и, следовательно, государственная регистрация права собственности заявителя на данное помещение.
При новом рассмотрении решением суда от 12.08.2014 заявленные требования удовлетворены. При этом суд пришел к выводу о том, что ответчиком не доказано соответствие оспариваемого отказа законам или иным нормативным правовым актам.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица оставил вопрос по рассмотрению апелляционной жалобы на усмотрение суда. Дал пояснения по настоящему делу.
Представители заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без их участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.11.2010 N RU 50513102-RV0362 10, выданным Администрацией городского поселения Люберцы Московской области, и в соответствии со свидетельством от 20.05.2011 серии 50-АБ N 898795 городу Москве принадлежит на праве собственности трехэтажное дошкольное образовательное учреждение серии И-1158 со встроенным плавательным бассейном, назначение: нежилое здание, 4-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 2 921, 8 кв.м., инв. N 124:039-14085, лит. Б, расположенное по адресу: Московская обл., Люберецкий район, городское поселение Люберцы, г.Люберцы, ул.Рождественская, д.21, корп.3.
Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
В соответствии с Законом города Москвы от 28.09.2011 N 42 и распоряжением Мэра Москвы от 23.08.2011 N 525-РМ территория Люберецких полей аэрации включена в состав района Некрасовка и в настоящее время относится к территории ЮВАО города Москвы.
Для внесения изменений в зарегистрированное право собственности города Москвы в части уточнения нового адреса объекта (г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3) в ГУП МосгорБТИ заказан кадастровый паспорт объекта, где площадь здания указана 3 621, 9 кв.м. с учетом технического подполья.
21.08.2012 Департамент имущества города Москвы обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением (вх. N 12/026/2012-659, 661) о внесении изменений в записи ЕГРП и повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3.
Письмом N 12/026/2012-659, 661 Управление Росреестра по Москве отказало в проведении государственной регистрации со ссылкой на абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Как следует из данного письма, регистрирующий орган со ссылкой на письмо ТБТИ ЮВАО г.Москвы от 09.08.2012 указал, что по данным технической документации по состоянию на 09.08.2012 площадь здания по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3 составляет 3 621, 9 кв.м., а площадь здания, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права - 2 921, 8 кв.м., не значится в документации ТБТИ ЮВАО г.Москвы.
В результате запроса дополнительных документов регистрационным органом на основании письма ГУП МО МОТБТИ Люберецкого филиала от 28.09.2012 установлено, что первичная инвентаризация объекта производилась 02.11.2010 (год завершения строительством здания согласно кадастровому паспорту от 10.07.2012). На указанную дату площадь 3-х этажного здания составляла 2 921, 8 кв.м., кроме того, площадь технического подполья - 846, 1 кв.м., при этом, указание на то, что площадь техподполья ранее не включалась в общую площадь здания, а в настоящее время учтена в общей площади, отсутствует.
Таким образом, помещения техподполья площадью 846,1 кв.м., указанные в письме ГУП МО МОТБТИ Люберецкого филиала от 28.09.2012 г., а также помещения площадью 700,1 кв.м. (на которые увеличилась площадь), не вводились в эксплуатацию.
Заявленное существенное изменение площади объекта (на 700, 1 кв.м.), по мнению регистрирующего органа, дает основания полагать, что такое изменение обладает признаками реконструкции.
Однако по сведениям Мосгорстройнадзора застройщик с заявлением на ввод в эксплуатацию не обращался, в базе данных сведения по объекту отсутствуют. ТБТИ ЮВАО г.Москвы также сообщило об отсутствии сведений о реконструкции объекта.
Указанный отказ Управления Росреестра по Москве послужил основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал на наличие совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Как следует из оспариваемого отказа регистрирующего органа, Управление Росреестра по Москве отказало заявителю в проведении государственной регистрации со ссылкой на абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, согласно которым в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами или, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 02.11.2010 общая площадь спорного объекта составляет 2 921, 8 кв.м. Количество надземных этажей - 3, подземных этажей - 1. В экспликации к поэтажному плану в разделе "кроме того" указаны помещения техподполья площадью 846, 1 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту по состоянию на 10.07.2012 общая площадь спорного объекта составляет 3 621, 9 кв.м. Количество этажей - 3, подземных этажей не имеется. Год ввода в эксплуатацию - 2010. В экспликации общая площадь здания 3 621, 9 кв.м. указана с учетом технического подполья.
Из письма ТБТИ ЮВАО г.Москвы от 09.08.2012 следует, что по данным технической документации по состоянию на 09.08.2012 площадь здания по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3 составляет 3 621, 9 кв.м. Общая площадь помещения, равная 2 921, 8 кв.м., указанная в свидетельстве о государственной регистрации права, в материалах технической документации в Юго-Восточного БТИ г.Москвы не значится.
Письмом от 27.09.2012 исх. N 04/807-12 ГУП МО МОТБТИ Люберецкого филиала сообщил, что технический паспорт в отношении объекта по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3 изготовлен с использованием программно-технического обеспечения, установленного и утвержденного ГУП МО "МОБТИ". Вид технического паспорта не предусматривает отображение площадей, подсчитанных в графе "кроме того". По данному объекту указано, что площадь, подсчитанная в графе "кроме того", составляет 846, 1 кв.м.
Письмом от 28.09.2012 исх. N 06/814-12 ГУП МО МОТБТИ Люберецкого филиала сообщило, что первичная инвентаризация объекта недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3 производилась 02.11.2010. На дату первичной инвентаризации общая площадь здания составляет 2 921, 8 кв.м., кроме того, площадь технического подполья составляет 8 46, 1 кв.м. В дальнейшем инвентаризация объекта недвижимости не производилась. По материалам инвентарного дела N 124:039-14085 строительство объекта недвижимости возведено согласно проектной документации, предоставленной заказчиком.
На основании абз. 2 п. 10 ст. 33 Закона о регистрации, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, лист записи об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям, наряду с другими, относятся: изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.
Положениями п. 12 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, установлено, что Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
В силу п. 23 Правил подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Таким образом, регистрирующий орган вносит запись в Подраздел I только в соответствии с данными, указанными в документах технического учета.
Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (действующего на момент предъявления заявления о регистрации) техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации
По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
Осуществление инвентаризации объекта учета с отражением результата инвентаризации в кадастровом паспорте, с точки зрения изменения характеристик объекта учета, либо создания объекта недвижимости, возложено на органы государственного технического учета.
Во исполнение указаний кассационной инстанции суд первой инстанции исследовал вопрос о соотношении терминов "техническое подполье" и "технический этаж", и к какому типу помещений относится ранее не учтенное помещение.
Так, из приложения 2* к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР N 78 от 16.05.1989, действовавшим в спорный период, следует, что этаж технический является этажом для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Таким образом, технический этаж является общим понятием и подразделяется в зависимости от его расположения в здании. Техническое подполье относится к категории - технический этаж, располагается в нижней части здания.
ГУП МосгорБТИ при повторном рассмотрении дела представило документы технической инвентаризации, в том числе экспликацию, составленную Автозаводским ТБТИ, из которой усматривается, что общая площадь помещений спорного объекта составляет 3 621, 9 кв.м. (этаж "п" -110, 6 кв.м + этаж "тх" подполье техническое 801, 1 кв.м. + 1 этаж - 893, 4 кв.м + 2 этаж - 909, 3 кв.м + 3 этаж - 907, 5 кв.м.).
В соответствии с указанными документами спорные помещения - подполье техническое входят в состав технического этажа.
Согласно СНИП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" (приложение 3* Правила подсчета общей, полезной и расчетной площадей) для зданий нежилого назначения для подсчета площадей установлены три вида площади - общая, полезная, расчетная.
На основании пункта 4* приложения 3* к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" площадь подполья для проветривания здания, проектируемого для строительства на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также лоджий, тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую, полезную и расчетную площади зданий не включается.
В пункте 1 Приложения Г "Правила подсчета общей, полезной, и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания" к Строительным нормам и правилам СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.09.2009 N 390 к СНиП 31-06-2009, действовавшим в спорный период, также указано, что общая площадь здания определяется как сумма всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный).
Абзацами 2 и 3 указанного пункта предусмотрено, что в общую площадь здания включается площадь антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, веранд, наружных застекленных лоджий и галерей, а также переходов в другие здания. В общую площадь здания отдельно включается площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания (включая площадь эксплуатируемой кровли, открытых наружных галерей, открытых лоджий и т.п.).
Пунктом 4 Правил установлено, что в общую, полезную и расчетную площади здания не включаются площади подполья для проветривания здания на вечномерзлых грунтах; чердака; технического подполья (технического чердака) при высоте от пола до низа выступающих конструкций менее 1,8 м, а также наружных тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов.
Аналогичные положения содержит приложение Г - Свод правил Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009. СП 118.13330.2012, утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10.
Документы технической инвентаризации Автозаводского ТБТИ свидетельствуют о том, что минимальная высота от пола до низа выступающих конструкций в техническом подполье и подвале составляет от 2, 17-м. до 2, 75-м.
В настоящее время в общую площадь спорного объекта (3 621, 9 кв.м.) учтены подвал (этаж "п" -110, 6 кв.м + этаж "тх" подполье техническое 801, 1 кв.м. + 1 этаж - 893, 4 кв.м + 2 этаж - 909, 3 кв.м + 3 этаж - 907, 5 кв.м.).
Таким образом, технический учет технического подполья должен был учитываться в техпаспорте БТИ и, следовательно, подлежит государственной регистрации право собственности заявителя на спорный объект.
При таких данных, суд первой инстанции, рассмотрев и оценив документы технического учета (технические паспорта, поэтажные планы, экспликация), пришел к правильному выводу о том, что изменение площади спорного объекта произошло за счет учета ранее не учтенных площадей технического подполья, которые подлежат техническому учету. При этом спорные площади относятся к общей площади здания, а пандус не входит в общую, полезную и расчетную площади здания.
Изменение площади спорного объекта подлежит отражению в учетно-технических и инвентаризационных документах в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", что и было осуществлено органами технической инвентаризации.
Согласно справке об идентификации N 224/40 от 02.04.2012 нежилое здание по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул.Рождественская, 21, корп.3 и нежилое здание по адресу: ул.Рождественская, 21, корп.3 являются одним и тем же объектом.
Официальным адресом объекта является: ул.Рождественская, 21, корп.3. Основание для регистрации - распоряжение префекта (Префектуры) административного округа от 13.01.2012 N 13.
Необходимые документы, предусмотренные Законом о регистрации, были представлены заявителем для проведения государственной регистрации перехода права собственности.
При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для принятия оспариваемого решения об отказе, которое не соответствует требованиям Закона о регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вопреки требованиям ст.65 АПК РФ ответчиком не доказано соответствие оспариваемого отказа законам или иным нормативным правовым актам.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований об оспаривании решения регистрирующего органа.
Кроме того, суд в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Управление Росреестра по Москве внести изменения в запись ЕГРП в части изменения адреса объекта, а именно: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3, внести изменения в запись ЕГРП в части изменения площади объекта, а именно 3 621, 9 кв.м., а также выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности г.Москвы на объект общей площадью 3 621, 9 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, ул.Рождественская, д.21, корп.3.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.08.2014 по делу N А40-29089/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29089/2013
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент имущества г. Москвы, Департамент имущества города Москвы
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44907/14
12.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-29089/13
12.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17831/13
23.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32348/13
19.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-29089/13