г. Хабаровск |
|
24 ноября 2014 г. |
А73-7849/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": Капишулина В.В., представитель по доверенности от 27.02.2014 N 10.
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Бутков А.М., представитель по доверенности от 16.12.2013 N 02-18/5316.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 29.09.2014
по делу N А73-7849/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Р.А. Руденко
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу N 9/08-1638 от 10.06.2014 г. о назначении административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК N 5 УФСИН по Хабаровскому краю, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) N 9/08-1638 от 10.06.2014 г. о назначении административного наказания по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Решением от 12.09.2014 суд заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на доказанность материалами дела состава вмененного учреждению правонарушения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу на основании распоряжения начальника Департамента от 05.03.2014 г. N 72, проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю законодательства об охране окружающей среды.
В ходе проверки проведен осмотр акватории водного объекта, водоохраной зоны (береговой полосы) залива Советская Гавань, прилегающей акватории бухты Эгге, устьевой части реки Малая Эгге, в ходе которого установлено, что на земельном участке, расположенном в водоохраной зоне залива Советская Гавань, на расстоянии 300-350 метров от береговой полосы бухты Эгге, в 150-180 метрах от автомобильного моста через реку Малая Эгге, расположен выпуск сточных вод на рельеф местности. Далее по рельефу местности сточные воды попадают в устьевую часть реки Малая Эгге.
Выпуск сточных вод организован с территории, принадлежащей ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю по рельефу, а также из ряда переполненных этими сточными водами бетонных колодцев, расположенных под уклон, в сторону бухты Эгге: первый - на расстоянии 1-2 метра, второй-третий - 5-6 метров от деревянного забора - заграждения территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Земельный участок в районе выпусков сточных вод загрязнен фекалиями, окурками, остатками от сигаретных пачек, оберток от конфет, полиэтиленовых пробок и т.д. на площади до 50-60 кв. м, сточные воды имеют специфический запах канализационных вод.
Выявленные нарушения природоохранного законодательства зафиксированы на цифровой носитель с помощью цифрового фотоаппарата "Nikon" N 20111379.
Определением административного органа от 24.04.2014 N 9/02-1638 в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что территория ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю находится в водоохраной зоне бухты Эгге залива Советская Гавань, правоустанавливающий документ на использование земельного участка, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Кишиневская, д. 5 - Распоряжение администрации г. Советская Гавань от 10.02.1992 г. N 912-3.
На территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю находятся жилые помещения для проживания заключенных, хозяйственные постройки.
В своей хозяйственной деятельности Учреждение производит эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, имеет очистные сооружения (по данным юридического лица введены в эксплуатацию 05.05.1988 г.), которые длительное время не работают (более 15 лет), по данным юридического лица "выведены из эксплуатации в 90-х годах прошлого столетия, из-за дефектов, полученных в процессе некачественного строительства, монтажа канализационных сооружений и вспомогательного оборудования.
До настоящего времени очистные сооружения находятся на балансе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю. Канализационные сети имеют значительные повреждения, порывы, канализационные колодцы, имеют плохую пропускную способность из-за большого загрязнения, следствием чему и происходит выпуск (выдавливание) сточных вод на рельеф на осматриваемом участке территории, принадлежащей к Учреждению, с дальнейшим формированием их в водный поток (ручей), далее следующий, благодаря уклону в сторону водного объекта, в бухту Эгге (устьевая часть реки Малая Эгге).
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, являясь распорядителем очистных сооружений, несет ответственность за выполнение требований природоохранного законодательства РФ при их эксплуатации.
По результатам осмотра составлен акт N 9/16-1638 от 24.04.2014 г., в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Также административным расследованием установлено, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю осуществляет незаконную деятельность в области водопользования водным объектом, сбрасывает сточные, в том числе дренажные воды в поверхностный водный объект - устьевую часть реки Малая Эгге, впадающую в бухту Эгге залива Советская Гавань.
Незаконная деятельность в области водопользования, а также использования и охраны водных объектов без лицензии (решения) либо с нарушением условий лицензирования, является административным нарушением.
03.06.2014 г. в связи с выявленными нарушениями Департаментом в отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, в присутствии представителя Учреждения Капишулиной В.В., действующей по доверенности от 12.11.2013 г., составлен протокол об административном правонарушении N 9/05-1638 от 03.06.2014 г. по ст. 7.6 КоАП РФ.
10.06.2014 г. Департаментом, в присутствии представителя Учреждения Капишулиной В.В., отношении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю вынесено постановление N 9/08-1638 от 10.06.2014 г. о назначении административного наказания по ст. 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 39 Закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами РФ.
В силу пунктов 1, 3 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, запрещается:
-осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов;
-осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержаться возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Согласно части 1 статьи 18 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ - водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ, водный объект предоставляется в пользование для целей сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Не являясь водопользователем, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю - юридическое лицо, вправе использовать водные объекты только при наличии решения на водопользование данными водными объектами. При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов, что юридическое лицо ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю - не выполняет, по причине отсутствия данного решения.
Решение о предоставлении водного объекта в особое пользование юридическому лицу представляет территориальный орган МПР России, в зоне деятельности которого расположен водный объект, для ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю - Амурское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов.
На момент проведения административного расследования, у юридического лица ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, Решение на сброс сточных вод в указанные водные объекты - отсутствует, юридическое лицо осуществляет пользование водным объектом без оформления прав пользования водным объектом с нарушением правил охраны водных объектов - сброс на прямую в водный объект, так как очистные сооружения длительное время не работают; осуществляет незаконную деятельность в области водопользования водным объектом, сбрасывает сточные, в том числе дренажные воды в поверхностный водный объект - устьевую часть реки Малая Эгге, впадающую в бухту Эгге залива Советская Гавань.
Незаконная деятельность в области водопользования, а также использования и охраны водных объектов без лицензии (решения) либо с нарушением условий лицензирования, является административным нарушением.
Указанные факты свидетельствуют, о событии правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
Факт правонарушения, подтверждается материалами дела, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю не оспаривает, что у Учреждения отсутствует работоспособные очистные сооружения, а также решение на сброс сточных вод в указанные водные объекты, однако указывает на отсутствие вины Учреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из материалов дела, 12.05.2012 решением Советско-Гаванского городского суда удовлетворен иск Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к учреждению, о понуждении к совершению действий по делу N 2-390/2012, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю обязано оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения в течение 6 месяцев по вступлении решения суда в законную силу.
Решение Советско-Гаванского городского суда было обжаловано учреждением в Хабаровский краевой суд.
Апелляционным определением от 05.09.2012 по делу N 33-5268 Хабаровский краевой суд обязал учреждение, а при недостаточности у него денежных средств Российскую Федерацию в лице ФСИН России оборудовать и ввести в эксплуатацию очистные сооружения на выпуске сточных вод в водный объект реку Эгге (Большая Эгге) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
После вступления указанного решения суда в законную силу, департаментом проведена проверка соблюдения учреждением законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой выявлены вышеуказанные нарушения, что и явилось основанием для вынесения обжалуемого постановления.
Между тем, до вынесения вышеуказанного постановления 23.05.2014 учреждение обратилось в Советско-Гаванский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012.
Определением Советско-Гаванского городского суда от 01.07.2014 N 13-124/14, вступившим в законную силу 17.07.2014, учреждению предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012 до 01.01.2016, поскольку суду были представлены доказательства о принятии учреждением действия по исполнению судебного решения от 12.05.2012.
До принятия решения суда от 12.05.2012 по делу N 2-390/2012, учреждение 01.02.2012 обращалось с запросом в ООО "Городской водоканал" с просьбой о выдаче ему технических условий на подключение к сетям водоотведения объектов капитального строения, расположенных по адресу: г. Советская Гавань ул. Кишиневская, 5.
06.02.2012 исх. N 332 ООО "Городской водоканал" отказал в выдаче технических условий на подключение к сетям водоотведения, мотивировав отказ отсутствием централизованной системы водоотведения в районе объектов учреждения.
Получив отказ, учреждение обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о понуждении ООО "Городской водоканал" выдать технические условия на подключение к сетям водоотведения.
До рассмотрения указанного иска арбитражным судом, ООО "Городской водоканал" выдал учреждению технические условия на подключение к системе водоотведения, которые поступили в адрес учреждения 16.03.2012.
Материалами дела подтверждается, что учреждение неоднократно обращалось в вышестоящий орган с просьбой о включении в план капитального строительства и введения в эксплуатацию очистных сооружений на выпуске сточных вод в водный объект р. Эгге (Большая Эгге).
07.05.2014 г. в адрес ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю поступило письмо из ФКУ УС-101 ФСИН России о том, что утвержденной ФСИН России программой по реализации деятельности ФКУ УС-101 ФСИН России по объектам капитального ремонта в 2014 году предусмотрена разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта очистных сооружений ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, г. Советская Гавань в сумме 2 000 тыс. руб.
20.01.2014 г. ФКУ УС-101 ФСИН России заключило государственный контракт N КС-1 с ФГУП УС-27 ФСИН России на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта очистных сооружений. После окончания работ по проектированию в 2015 году планируются работы по капитальному ремонту очистных сооружений.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано нашел недоказанными наличие вины учреждения в содеянном и, соответственно, состава административного правонарушения, отраженного в оспариваемом постановлении.
Отсутствие состава административного правонарушения согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано признал незаконным и отменил постановление административного органа от 10.06.2014 N 9/08-1638.
Доводы апелляционной жалобы относительно доказанности вины учреждения в совершении вменяемого правонарушения полно и всесторонне рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку применительно к обстоятельствам настоящего дела. Доводов, опровергающих обоснованность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2014 по делу N А73-7849/2014 оставить без изменения апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7849/2014
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3254/15
08.06.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2406/15
24.11.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6002/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-7849/14