г. Вологда |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А13-8454/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" Овечкиной Э.В. по доверенности от 13.01.2014 N 2, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Куклиной Е.В. по доверенности от 27.08.2014 N 127/4019-14, Сивкова С.А. по доверенности от 17.02.2014 N 07/772-14,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 сентября 2014 года по делу N А13-8454/2014 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" (ОГРН 1023502693664, ИНН 3526008576; 162390, Вологодская область, город Великий Устюг, Советский проспект, дом 30; далее - Учреждение, БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ") обратилось в суд с заявлением, уточнённым в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418; 160000, город Вологда, улица Яшина, дом 1а; далее - Управление, Управление Роспотребнадзора) о признании недействительными пунктов 1 и 3 предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменско-Городецком, Никольском районах от 26.03.2014 N 42/0412, а также пункта 5 указанного предписания в части открывания дверей флюорографического кабинета из процедурной в коридор "на выход" в здании по адресу: город Великий Устюг, Советский проспект, дом 54.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с данным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.03.2014 N 42/0412. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Управление в отзыве и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, то арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.03.2014 N 74-ВУ (листы дела 80, 81) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 08.10.2013 N 129/03-12 (листы дела 69-70).
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора составлен акт от 26.03.2014 N 72/04-12 (листы дела 83, 84), в котором указано, что БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" не выполнило пункты 6, 8, 9, 12, 13, 14 предписания от 08.10.2013 N 129/03-12, а именно:
1) моечные ванны буфетных отделений многопрофильного стационара, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла, не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения;
2) не устранены дефекты подоконников и откосов в автоклавной в иммунологической лаборатории (г. Великий Устюг, ул. Водников, д. 2), тем самым не обеспечена устойчивость указанных поверхностей к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств;
3) в составе иммунологической лаборатории (г. Великий Устюг, ул. Водников, д. 2) не выделены в отдельное боксированное помещение для центрифугирования или бокс биологической безопасности II класса;
4) окна процедурной флюорографического кабинета (г. Великий Устюг, Советский проспект, д. 54), расположенного на первом этаже здания, не экранированы защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня отмостки здания;
5) не обеспечено открывание дверей из процедурных и комнат управления в коридор "на выход" (по ходу эвакуации), а из комнат управления в процедурную - в сторону процедурных: во флюорографическом кабинете по адресу: г. Великий Устюг, Советский проспект, д. 54, двери из процедурной открываются в коридор "на выход", а не в сторону процедурной; в рентгенологическом кабинете Усть-Алексеевской РБ N 2 двери из комнаты управления в процедурную открываются "на выход", а не в сторону процедурной;
6) не обеспечена кратность воздухообмена в помещении флюорографического кабинета, расположенного по адресу: Великоустюгский район, с. Усть-Алексеево, ул. Больничный городок, д. 2а (Усть-Алексеевская РБ N 2), от приточной механической вентиляции с притоком воздуха в верхнюю зону (в кабинете отсутствует приточно-вытяжная вентиляция).
По фактам невыполнения указанных пунктов предписания от 08.10.2013 N 129/03-12 Управлением вновь выдано предписание от 26.03.2014 N 42/04-12 (лист дела 85), которым Учреждению предписано в срок до 01.09.2014 устранить нарушения, перечисленные в акте проверки от 26.03.2014 N 72/04-12.
Не согласившись с требованиями пунктов 1, 3 предписания от 26.03.2014 N 42/0412, а также пункта 5 указанного предписания в части открывания дверей флюорографического кабинета из процедурной в коридор "на выход" в здании по адресу: город Великий Устюг, Советский проспект, дом 54, БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.3.32 санитарно-эпидемиологических правил "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" СП 1.3.2322-08, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 N 4, пунктами 1.1, 3.26 санитарных правил и норм "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192-03", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.02.2003, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 26.03.2014 N 42/0412 в части пункта 3, а также в части пункта 5 в части открывания дверей флюорографического кабинета из процедурной в коридор "на выход" в здании по адресу: город Великий Устюг, Советский проспект, дом 54.
В данной части решение суда не обжалуется.
Относительно отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.03.2014 N 42/0412 апелляционная коллегия считает обжалуемое решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу абзаца третьего статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктом 1 статьи 17 указанного Закона предусмотрено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Согласно пункту 1.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8.11.2001 N 31 (далее - СП 2.3.6.1079-01), настоящие санитарно-эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
В пункте 1.2 СП 2.3.6.1079-01 указано, что эти санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
В соответствии с пунктом 4.5 СП 2.3.6.1079-01 оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что деятельность Учреждения связана с организацией питания его пациентов и обслуживающего персонала, для этой цели заявителем используется пищеблок, буфетные лечебно-диагностических отделений стационара, оборудованные моечными ваннами.
С учётом изложенного Учреждение как лицо, осуществляющее организацию питания пациентов и обслуживающего персонала, обязано оборудовать моечные ванны в помещениях пищеблока и буфетных отделений локальными вытяжными системами.
В апелляционной жалобе БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" ссылается на то, что требования санитарного законодательства о необходимости оборудования локальными вытяжными системами именно ванны буфетных отделений отсутствуют.
Эти доводы являются необоснованными.
Согласно пункту 14.2. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СаНПиН 2.1.3.2630-10", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (далее - СаНПиН 2.1.3.2630-10), устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.
В пункте 14.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10 указано, что состав и планировка помещений пищеблоков лечебно-профилактических организаций должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию.
Требования же к общественному питанию установлены СП 2.3.6.1079-01.
Поэтому в соответствии с пунктом 4.5 СП 2.3.6.1079-01 оборудование и моечные ванны в помещении пищеблоков оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
При этом по своему функциональному назначению буфетные отделения относятся к помещениям пищеблока, поскольку эти буфетные используются для организации питания пациентов и обслуживающего персонала.
В соответствии с пунктом 14.21 СаНПиН 2.1.3.2630-10 в буфетных отделений должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи и для мытья посуды. В помещении буфетной предусматривается раковина для мытья рук. Обработка посуды может проводиться механизированным или ручным способом. Для ручной обработки посуды предусматривается не менее 2 моечных ванн с подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем. Моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приёмной воронки. Все приёмники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
В случае отсутствия условий для мытья транспортной посуды на пищеблоке устанавливается дополнительная ванна соответствующих размеров в моечной буфетной. При механизированной мойке используется моечная машина в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
С учётом изложенного на БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" санитарным законодательством возложена обязанность по оборудованию локальными вытяжными системами оборудования и моечных ванн буфетных отделений, поскольку они являются источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным пункта 1 предписания от 26.03.2014 N 42/0412.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учреждение при обращении в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой уплатило государственную пошлину в размере 2000 руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что поскольку при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), то при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату БУЗ ВО "Великоустюгская ЦРБ" как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 сентября 2014 года по делу N А13-8454/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Возвратить бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" (ОГРН 1023502693664) из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платёжному поручению от 10.09.2014 N 9676 госпошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-8454/2014
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская ЦРБ"
Ответчик: Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском,Кичменгско-Городецком,Никольском районах