г. Саратов |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А12-25210/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Николай"
на решение Арбитражного суда Волгогадской области от 19 сентября 2014 года по делу N А12-25210/2014 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Николай" (400009, г. Волгоград, ул. Пельше, 30 А, ОГРН 1103459002206, ИНН 3442109313)
к администрации Краснооктябрьского района Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 119, ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286)
заинтересованное лицо: муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (400040, г. Волгоград, ул. им. Поддубного, 8, ИНН 3442045532, ОГРН 1023402636883)
об оспаривании постановления,
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Николай", администрации Краснооктябрьского района Волгограда, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" (почтовые уведомления N N 80640-80642 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Николай" (далее - ООО "Николай" заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее - Администрация, ответчик) о признании недействительным постановления Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 12.07.2013 г. N 886-п "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "АРМ БИСТРО", расположенного по ул. им. Маршала Еременко, вблизи жилого домаN 128" в Краснооктябрьском районе Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19 сентября 2014 года по делу N А12-25210/2014 в удовлетворении требований ООО "Николай" отказано.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда от 15.07.2014 г. по делу N А12-25210/2014, в виде приостановления действия постановления Администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 12.07.2013 г. N 886-п "О демонтаже (переносе) - нестационарного объекта - павильона "АРМ БИСТРО", расположенного по ул. им. Маршала Еременко, вблизи жилого домаN 128 " и запрета МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района г.Волгограда" совершать действия, связанные с демонтажем указанного павильона отменены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Николай" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 25.04.2013 комиссией в составе Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда обследован земельный участок по ул. Еременко, с торца жилого дома N 128.
Так, актом обследования земельного участка от 25.04.2013 N 2/152-13-КЗР установлено, что земельный участок по ул. Еременко, с торца жилого дома N 128 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда размещен мобильный объект - павильон "АРМ БИСТРО".
К акту приложены схема размещения земельного участка и фотоматериал.
Сведения о наличии правоустанавливающих документов на землю в Комитете земельных ресурсов администрации Волгограда отсутствуют.
На объекте размещено уведомление N 73 от 04.06.2013 о фиксации самовольно установленного объекта, которым лицу, осуществившим самовольное размещение (монтаж) объекта, предложено в срок до 11.06.2013 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта, демонтировать объект и вывезти его к месту его законного размещения или хранения.
Администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда в адрес комитета информационной политики администрации Волгограда направлена информация для размещения сведений о добровольном демонтаже самовольно установленных объектов (в том числе в отношении некапитального объекта - павильона "АРМ БИСТРО", расположенного по ул. Еременко, вблизи дома N 128) для опубликования в официальном печатном издании газете "Городские вести". Публикация в газете от 04.06.2013 (л.д.30).
05 июля 2013 года, на заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда (выписка из протокола N 2) принято решение о демонтаже (переносе) указанного нестационарного объекта (л.д.57).
12.07.2013 администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда принято постановление N 886-П "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "АРМ БИСТРО", расположенного по ул. им. маршала Еременко, вблизи многоквартирного дома N 128.
Пунктом 1 постановления от 12.07.2013 муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района г. Волгограда" дано указание произвести демонтаж нестационарного объекта - павильона "АРМ БИСТРО" ориентировочной площадью 21,0 кв.м., расположенном на земельном участке по ул. маршала Еременко, вблизи многоквартирного дома N 128 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда не позднее 10 рабочих дней со дня издания настоящего постановления.
Пунктом 2 постановления N 886-П от 12.07.2013 утвержден состав исполнительной комиссии.
Согласно уведомлению от 27.03.2014 N 21 об информировании, владелец указанного павильона был уведомлен о том, что мероприятия по демонтажу самовольно установленного нестационарного объекта назначены на 26.07.2013. Данное уведомление было размещено на павильоне с фотофиксацией действий.
23.07.2013 года в официальном муниципальном печатном издании газете "Городские вести" опубликованы уведомления о предстоящем демонтаже данного объекта на 26.07.2013.
ООО "Николай", не согласившись с постановлением администрации от N 886-П от 12.07.2013 "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона "АРМ БИСТРО", расположенного по ул. им. маршала Еременко, вблизи многоквартирного дома N 128, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Администрацией издано постановление от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы", в соответствии с которой должны располагаться все нестационарные объекты на территории Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2012 N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда" Администрации Волгограда поручено до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда. До 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Как правомерно указано судом первой инстанции, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие законность размещения нестационарного объекта на указанном земельном участке на момент принятия оспариваемого постановления о демонтаже.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность Администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В силу пункта 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
Согласно пункту 4 Порядка, при выявлении объекта самовольной постройки, администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае если владелец объекта известен информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия администрации и оспариваемое постановление соответствуют установленному порядку, утвержденному администрацией Волгограда в Постановлении от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда".
Законность Постановления от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" была предметом судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта правоустанавливающего документа на земельный участок, используемый для размещения торгового киоска, и разрешения на размещение этого киоска, выданного в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, влекут обязанность освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза объекта торговли (услуг) по требованию администрации, осуществляющей полномочия по контролю за использованием земель на территории муниципального образования.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
ООО "Николай" правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешения на размещение павильона, расположенного на земельном участке по ул. маршала Еременко, вблизи дома N 68, судам не представлено.
Согласно Схеме размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, по адресу: ул. маршала Еременко, д.N 128, размещение павильона ориентировочной площадью 21,0 кв.м. не предусмотрено.
Однако даже при наличии объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, для вывода о легитимности размещения нестационарного объекта на указанном земельном участке на момент принятия оспариваемого постановления о демонтаже, Общество обязано представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешения на размещение киоска. Однако, как указано выше, такие документы суду не представлены.
Как следует из акта обследования земельного участка от 25.04.2013 и фотоматериалов, земельный участок в Краснооктябрьском районе Волгограда по ул. им. Еременко, вблизи многоквартирного дома N 128, используется для размещения торгового павильона "АРМ БИСТРО", ориентировочной площадью 21,0 кв.м. Сведения о наличии правоустанавливающих документов на указанный земельный участок в Комитете земельных ресурсов отсутствовали.
При таких обстоятельствах в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта размещается на самом объекте.
Кроме того, в официальном муниципальном печатном издании газете "Городские вести" опубликованы уведомления о предстоящем демонтаже спорного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В связи с тем, что заявитель установил и эксплуатировал объект без правовых оснований на его размещение, и демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а регулирует порядок освобождения земельных участков путем демонтажа и временного перемещения самовольно установленных объектов движимого имущества, оспариваемое постановление является законным и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции до настоящего времени указанный объект не демонтирован в связи с рассмотрением спора в арбитражном суде, заявитель не лишен возможности добровольно освободить земельный участок.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ООО "Николай" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 сентября 2014 года по делу N А12-25210/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25210/2014
Истец: ООО "Николай"
Ответчик: Администрация Краснооктябрьского района Волгограда
Третье лицо: МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда", МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района г. Волгограда"