город Москва |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А40-53219/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.11.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Минская 11" и Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2014 по делу N А40-53219/14, принятое судьей Л.А. Дранко,
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Минская 11" (121108, г. Москва, Минская ул., д. 11, дата гос. рег. 19.04.2005, ОГРН 1057746724573, ИНН 7731523880)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, Б. Тульская ул., д. 15, дата гос. рег. 03.11.2009, ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
третье лицо N 1: Правительство Москвы (125032, г. Москва, Тверская ул., д. 13, дата гос. рег. 18.12.2002, ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036)
третье лицо N 2: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, дата гос. рег. 03.12.2002, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о признании незаконным решения от 21.02.2014 г. N 51-46/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 г. N П/481 в городе Москве при территориальном органе городе Москве, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:05003:014 (равнозначен кадастровому номеру 77:07:05003:014), расположенным по адресу: г. Москва, Минская ул., вл. 11 в размере ее рыночной стоимости 133 987 300 руб. 00 коп., определенной по состоянию на 01.03.2013;
при участии:
от заявителя: |
Шатрова Ю.И. по дов. от 29.08.2014; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 30.12.2013; |
от третьих лиц: |
Белова А.А. по дов. от 01.09.2014; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Минская 11" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения от 21.02.2014 N 51-46/2014 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 в г.Москве при территориальном органе в г.Москве (далее - Комиссия) и обязании установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 - 133 987 300 руб.
Решением от 18.07.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования: признал незаконным решение от 21.02.2014 N 51-46/2014 Комиссии и обязал Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением, Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Общество не согласилось с принятым судебным актом в части обязания Управления Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов, просит принять в указанной части новый судебный акт об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 - 133 987 300 руб.
Отзывы на жалобы не поступили.
Дело рассмотрено без участия не явившегося 3-го лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства на основании ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав правовые позиции лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 30,07.2004 N М-07-027109 (далее - договор) общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:07:0005003:14 (равнозначен кадастровому номеру 77:07: 05003:014), расположенным по адресу: г. Москва, Минская улица, вл. 11 (далее - земельный участок).
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2014.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 26.112013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:07:0005003:14 был определен в размере 57 697,18 руб. за один квадратный метр. На этом основании была исчислена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 235462191,58 (Двести тридцать пять миллионов четыреста шестьдесят две тысячи сто девяносто один и 58/100) рубля. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, Заявитель обратился к Закрытому акционерному обществу "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си", аккредитованному при Российском обществе оценщиков и включенному в Реестр оценщиков и оценочных фирм Российского общества оценщиков (далее - оценщик), с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом N 1004/13-630 "Об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4081 кв.м., находящегося на праве долгосрочной аренды по договору N М-07-02-027109 от 30.07.2004 ООО "Минская 11", подготовленным оценщиком (далее - отчет), итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.012013 составила 133 987 300 (Сто тридцать три миллиона девятьсот восемьдесят семь тысяч триста и 00/100) рублей (т. 3 л.д. 67).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость на 43 %.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" была проведена экспертиза на подтверждение стоимости и подготовлено экспертное заключение от 06.06.2013 N 1075/2013-2 на отчет N 1004/13-630 "Об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 4081 кв.м, находящегося на праве долгосрочной аренды по договору N М-07-02-027109 от 30.07.2004 ООО "Минская-11" (далее - экспертное заключение). В соответствии с экспертным заключением отчет:
- соответствует требованиям Федеральным законом от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- соответствует Федеральным стандартам оценки;
- соответствует Своду стандартов оценки Российского общества оценщиков 2010;
- соответствует требованиям технического задания договора на оценку;
- выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признать обоснованными.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обратился в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости послужили:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с порядком оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 11.02.2014 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы (далее - Комиссия), созданную на основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481. Заявитель просил пересмотреть установленную кадастровую стоимость земельного участка на основании установления в отношении указанного участка его рыночной стоимости. К заявлению N 4Мн-2/2014 от 11.02.2014 (далее - Заявление) были приложены следующие документы:
1. Кадастровый паспорт земельного участка от 30.01.2014 N 77/501/14-53704.
2. Нотариально заверенная копия договора долгосрочной аренды земельного участка N М-07-027109 от 30.07.2004.
3. Нотариально заверенная копия дополнительного соглашения N М-07-027109 от 27.02.2007 к договору аренды земельного участка N М-07-027109 от 30.07.2004.
4. Отчет N 1004/13-630 "Об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 4 081 кв.м., находящегося на праве долгосрочной аренды по договору N М-07-02-027109 от 30.07.2004 ООО "Минская-11".
5. Экспертное заключение от 06.06.2013 N 1075/2013-2 на отчет N 1004/13-630 "Об определении рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 4 081 кв.м, находящегося на праве долгосрочной аренды по договору NМ-07-02-027109 от 30.07.2004 ООО "Минская11".
Оспариваемым решением Комиссии от 21.02.2014 N 51-46/2014 заявление общества было отклонено.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно действующему на момент принятия решения порядку работы комиссии, установленному Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (ред. от 16.05.2013), в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Согласно п.22 Порядка, документы, принимаемые комиссией, оформляются на бланке уполномоченного федерального органа по формам, установленным в Приложении N 1 к Порядку.
Указанным Приложением 1 установлены формы принимаемых Комиссией решений как для случаев оспаривания кадастровой стоимости по мотиву использования недостоверных сведений о земельном участке, так и для случаев оспаривания кадастровой стоимости при установлении в отношении участка рыночной стоимости.
Заявитель оспаривал в Комиссии кадастровую стоимость арендованного им участка, ссылаясь на установление его рыночной стоимости. При этом заявителем был представлен как отчет об оценке, так и положительное экспертное заключение с подтверждением рыночной стоимости, выполненное "Российским обществом оценщиков".
Согласно форме решения, утвержденной Приложением 1 к Порядку работы Комиссии, после указания процента отклонения кадастровой стоимости от рыночной, Комиссия обязана оценить в решении на предмет соответствия оформления и (или) содержание отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартами оценки.
При этом Комиссия обязана указать, в чем выражается выявленное ею несоответствие.
Точно также Комиссия обязана оценить экспертное заключение и установить соответствует оно или не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, а также конкретно указать, в чем выражается выявленное несоответствие.
Между тем, как верно установил суд первой инстанции, оспариваемое решение Комиссии не соответствует данным требованиям нормативного акта, поскольку в нем полностью отсутствует оценка представленных заявителем отчета и положительного экспертного заключения.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в том, что Комиссия по существу уклонилась от оценки представленных заявителем документов, в связи с чем принятое ею решение является произвольным, что нарушает права заявителя как на пересмотр кадастровой стоимости в установленном законом порядке, так и права на получение исчерпывающей и достоверной информации о деятельности государственного органа, принимающего решение в отношении прав заявителя.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы Росреестра, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Комиссии незаконным как не соответствующее положениям ст. 66 Земельного кодекса РФ; ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; ст. 20 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Апелляционная жалоба общества также подлежит отклонению, поскольку согласно отчету от 10.04.2013 N 1004/13-630 рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2013, тогда как результаты последней государственной кадастровой оценки земель г. Москвы, утвержденные Постановлением N 751-ПП были внесены органом кадастрового учета в государственный Кадастр недвижимости и вступили в силу с 01.01.2014.
Между тем сравнение установленной кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью возможно по состоянию на одну и ту же дату.
В связи с изложенными обстоятельствами основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.07.2014 по делу N А40-53219/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Минская 11" из Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53219/2014
Истец: ООО "Минская 11"
Ответчик: ТУ Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "ФКП Росреестра"