г. Хабаровск |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А73-9352/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания": Кумаева А.В. ;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 18.09.2014 по делу N А73-9352/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН: 1097746772738; далее - ОАО "ФПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 18.06.2014 N ТБ-ЖТ-18/06/2014/134 ХБР о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 29.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что в действиях общества имеется состав вмененного нарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств спора.
В заседании суда доводы и требования общества поддержаны его представителем в полном объеме.
Административный орган в суде второй инстанции участия не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителя общества, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что управлением в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения пунктов 5.6.6, 5.6.12, 5.14, 5.24, 5.27, 5.28, 5.29, 5.30.1, 5.30.22, 5.30.23, 14.4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС), утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N43), Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", о чем составлен соответствующий акт от 16.05.2014 N ТБ-ЖТ-16/05/2014/421.
10.06.2014 административным органом составлен протокол N ТБ-ЖТ-10/06/2014/134 ХБР по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и 18.06.2014 управлением вынесено постановление N ТБ-ЖТ-10/06/2014/134 ХБР, которым ОАО "ФПК" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из факта наличия в действиях общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данными выводами.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств (далее - ТС) предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Исходя из статьи 1 названного выше Закона транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9).
Материалами дела подтверждается, что объекты транспортной инфраструктуры: "Пассажирское вагонное депо Хабаровск", "Пассажирское вагонное депо Тында", "Пассажирское вагонное депо Владивосток" принадлежат на праве собственности ОАО "ФПК".
Под объектами транспортной инфраструктуры, согласно пункту 5 статьи 1 этого же Закона, понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Следовательно, общество является субъектом транспортной инфраструктуры согласно пункту 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ и пункта 4 Требований они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В нарушение пунктов 5.6.6, 5.6.12, 5.14, 5.24, 5.27, 5.28, 5.29, 5.30.1, 5.30.22, 5.30.23, 14.4 Требований N 43 общество не выполнило обязанности, закрепленные данными пунктами, а именно:
- представленная Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах в административном здании Дальневосточного филиала ОАО "ФПК" и его структурных подразделениях" от 27.02.2014 не соответствует Требованиям, а именно: отсутствует порядок уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия, предусмотренный пунктом 530.22 Требований, а также пунктом 3.1 Инструкции;
- не разработан Порядок передачи данных с инженерно-технических систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта для ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск" и "пассажирское вагонное депо Владивосток". Указанный документ существует только на ОТИ "административное здание Дальневосточного филиала ОАО "ФПК";
- не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск" и "пассажирское вагонное депо Владивосток", а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещения пунктов 5.14.1-5.14.4.;
- не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск";
- не организован пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск" и "пассажирское вагонное депо Владивосток", в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ. Пропуск работников депо иработников организаций, осуществляющих деятельность на объекте, на ОТИ "пассажирское вагонное депо Владивосток" осуществляется по удостоверениям, а не по постоянным пропускам, как указано в п.4.1 и п.3.8.1 Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме в пассажирском вагонном депо Владивосток Дальневосточного филиала;
- не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск" и "пассажирское вагонное депо Владивосток" вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов). Территория депо Хабаровск и депо Владивосток имеет не сплошное ограждение;
- не обеспечено воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности ОТИ "пассажирское вагонное депо Хабаровск" и "пассажирское вагонное депо Владивосток". На КПП главного входа на территорию ОТИ "пассажирское вагонное депо Владивосток" отсутствует турникет, не оборудован пост охраны;
- не выданы постоянные пропуска персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ Дальневосточного филиала ОАО "ФПК", в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц;
- не обеспечено уничтожение аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС;
- образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
- не обеспечено оснащение ОТИ Дальневосточного филиала ОАО "ФПК" техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктами 14.4.2-14.4.10.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется объективная сторона вмененного нарушения, признается правильным.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя по делу реальной возможности соблюдать требования указанного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Ссылка представителя заявителя в суде второй инстанции на то, что на момент проверочных мероприятий не был утвержден План обеспечения транспортной безопасности проверяемых объектов ОТИ, который направлен в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России, отклоняется судебной инстанцией, поскольку доказательств своевременного исполнения данного требования законодательства предприятием не представлено.
Также не принимается во внимание то, что большая часть выявленных нарушений в настоящий момент устранена, поскольку это обстоятельство не исключает административную ответственность лица.
Изложенное выше свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Довод заявителя жалобы о не соразмерности назначенного обществу оспариваемым постановлением наказания тяжести правонарушения судебной инстанцией отклоняется как необоснованный, поскольку к заявителю по делу применен минимальный размер штрафа, установленный частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Апелляционная инстанция с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, а также того, что совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности и угрозу жизни и здоровью граждан, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.09.2014 по делу N А73-9352/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9352/2014
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассажирская компания" - Дальневосточный филиал
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта