г. Хабаровск |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А73-10603/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.А. Швец
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 29.09.2014
по делу N А73-10603/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 31.07.2014 г. о наложении административного штрафа по исполнительному производству
N 28154/11/01/27.
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов) от 31.07.2014 о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства N 28154/11/01/27.
Решением суда от 29.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В ОСП по Центральному району г. Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 019336402 по делу N 2-3710/11 от 02.08.2011 выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 23.08.2011. Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Каюковой Анастасии Константиновне благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска на состав семьи из одного человека.
В отношении Министерства, 06.09.2014 возбуждено исполнительное производство N 28154/11/01/27.
07.09.2012 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, явилось основанием для вынесения ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 16.05.2013 г. о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в размере 30 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
08.07.2014 Министерству ЖКХ Хабаровского края выдано требование об исполнении решения в срок до 21.07.2014, в котором должник одновременно уведомлялся о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ (22.07.2014 в 10 час. 40 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6).
Требование вручено должнику под штамп входящего 09.07.2014 г.
22.07.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска составлен протокол N 012435/01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
22.07.2014 административным органом вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ на 31.07.2014 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 24.07.2014, о чем свидетельствуют оттиски входящего штампа.
По состоянию на 31.07.2014 Министерством решение суда не исполнено, документов подтверждающих, исполнение решения судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
31.07.2014 административным органом в отсутствие представителей Министерства, при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 50.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствие со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Материалами дела подтверждается, что в отношении Министерства, 06.09.2011 возбуждено исполнительное производство N 28154/11/01/27 по исполнительному листу серии ВС N 019336402 по делу N 2-3710/11 от 02.08.2011 выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 23.08.2011, согласно которому Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Каюковой А.К. благоустроенное жилое помещение.
07.09.2012 административным органом вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Неисполнение должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, явилось основанием для вынесения постановления от 16.05.2013 г. о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в размере 30 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
По состоянию на 21.07.2014 требование об исполнении решения в срок до 21.07.2014, врученное должнику под штамп входящего 09.07.2014, не выполнено. В связи с чем, 22.07.2014 судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска составлен протокол N 012435/01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
22.07.2014 вынесено определение о назначении рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ на 31.07.2014 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 24.07.2014, о чем свидетельствуют оттиски входящего штампа.
По состоянию на 31.07.2014 Министерством решение суда не исполнено, документов подтверждающих, исполнение решения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 31.07.2017 о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 50.000 руб.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Каюковой А.К. благоустроенного жилого помещения в г. Хабаровске.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, в бездействии Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы Министерства о том, что требование исполнительного документа об обязании должника предоставить Каюковой А.К. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела судебного пристава от 31.07.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2014 по делу N А73-10603/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10603/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Начальник ОСП по Центральному району г. Хабаровска - старшего судебного пристава, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска