город Москва |
|
20 ноября 2014 г. |
дело N А40-67544/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по оборонному заказу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2014
по делу N А40-67544/2014, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.
по заявлению ФКУ "ЦОУ МТС МВД России" (1037739409267, ИНН 7722093367, 129164, Москва, проспект Мира, дом 124. к. 6)
к Федеральной службе по оборонному заказу (ОГРН 1047708062610, ИНН 7708235027, 101990, Москва, Уланский переулок, дом 16, к. 1)
третьи лица: ООО "Вектор" (690074, Владивосток, улица Снеговая, дом 19 Б)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя: |
Базаркин Н.И. по доверенности от 08.07.2014; Гусев А.А. по доверенности от 14.01. 2014; |
от заинтересованного лица: |
Ибрашев Р.Д. по доверенности N 1 от 13.01.2014; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2014 признаны недействительными решение Федеральной службы по оборонному заказу от 21.04.2014 N 256-рж и предписание от 21.04.2014 N 4/256/ж/пред - в части признания жалобы ООО "Вектор" на действия аукционной комиссии заказчика - Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" при проведении электронной аукциона на поставку (мясо свинина и свиные блоки) в рамках государственного оборонного заказа для нужд подразделений МВД России обоснованной.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Вектор", представитель в судебное заседание не явился, общество извещено.
Федеральная служба по оборонному заказу не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
ФКУ "ЦОУ МТС МВД России" представлены письменные объяснения на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации (zakupki.Kov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Федеральным казенным учреждением "Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" опубликовано извещение N 0373100056014000026 о проведении на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку мяса (мясо свинина в виде продольных полутуш, замороженное; Блоки свиные на кости, замороженные; замороженные мясные блоки из жилованной свинины).
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0373100056014000026 от 28.03.2014 N 146/1 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку на участие в аукционе (ООО "Вектор" заявка N 10).
ООО "Вектор" не согласилось с протоколом от 28.03.2014 N 146/1 и направлена в Федеральную службу по оборонному заказу жалоба от 09.04.2014 N 256-ж на действия единой комиссии по размещению заказов ФКУ "ЦОУМТС МВД России".
Решением от 21.04.2014 N 256-РФ Рособоронзаказом признана жалоба ООО "Вектор" обоснованной.
21.04.2014 на основании решения комиссией Рособоронзаказа выдано предписание N 4/256/ж/пред об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение Рособоронзаказа от 21.04.2014 N 256-рж и предписание противоречат требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушают права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, закреплен за Рособоронзаказом Положением о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 604.
Согласно п. 7.5 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу Рособоронзаказ рассматривает жалобы на действия (бездействие) государственных заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, операторов электронных площадок, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении заказов на поставки продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также заказов на поставки для федеральных государственных нужд, не относящейся к государственному оборонному заказу продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) государственных заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, операторов электронных площадок, конкурсных, аукционных или котировочных комиссий при размещении заказов на поставки продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу Рособоронзаказ руководствуется главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 7.3 Положения Рособоронзаказ осуществляет контроль (надзор) за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному оборонному заказу, и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения; за обоснованностью заключения государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу и соблюдением условий их выполнения, в том числе в части приемки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг; за соблюдением порядка ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формированием и применением государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
В соответствии с п. 8.2 Положения Рособоронзаказ принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры предупредительного, ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 7.4 Положения Рособоронзаказ в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа; обоснованности заключения государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу и соблюдения ими условий их выполнения, в том числе в части приемки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с п. 7.6 Положения Рособоронзаказ уполномочен на выдачу предписаний об устранении нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (ч. 5 ст. 200 АПК РФ); арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Из материалов дела следует, согласно протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0373100056014000026 от 28.03.2014 N 146/1 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшему заявку на участие в аукционе - ООО "Вектор" - заявка N 10, поскольку заявка участника закупки не соответствует требованиям подп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 и п. п. 16.4, 16.5 раздела 16: в заявке участника закупки не указано наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, однако требованием документации установлено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 и п. 16.5 документации об аукционе непредставление информации, предусмотренной документацией об аукционе, является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе такого участника закупки.
Согласно подп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 16.4 раздела 16 документации об аукционе в электронной форме, заказчиком определены требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, а именно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя; наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара указываются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В случае указания в первой части заявки наименования производителя предлагаемого для поставки товара должны быть указаны данные, позволяющие комиссии заказчика сделать однозначный вывод об организации любой формы собственности, а также индивидуальном предпринимателе, которая (ый) является производителем данного товара".
В соответствии со ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (ст. ст. 1229, 1519 ГК РФ) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Статьей 1517 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара, наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара, может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
Согласно ст. 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Таким образом, наименование места происхождения товара в обязательном порядке должно быть зарегистрировано федеральным орган исполнительной власти (Роспатент) в Государственном реестре наименований. Правообладателю выдается свидетельство о регистрации такого наименования места происхождения товара.
В соответствии требованиями п. 7.3.4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации в графе "описание особых свойств товара" приводятся особые свойства товара, для которого регистрируется обозначение, отличающие данный товар от аналогичных товаров.
Свойства товара должны быть описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.).
Описание должно носить информационный характер, в частности, указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом, и т.д.
При этом отсутствие в заявке описания особых свойств товара является отказом для регистрации наименования мест происхождения товара.
Зарегистрированное наименование места происхождения товара означает наличие у данного товара особых свойств, отличающих его от аналогичных товаров.
Таким образом, только после регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара признается наименованием места происхождения товара.
При отсутствии регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара не является наименованием места происхождения товара и считается лишь наименованием географического объекта, где был произведен товар, не наделяя при этом товар особенными свойствами, присущими для товара в данной местности.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ссылка Рособоронзаказа на то, что в качестве наименования места происхождения товара указание в первой части заявки ООО "Вектор" среди прочих характеристик товара "производство товара - Россия", отклоняется.
В разделе 39 документации об аукционе установлено требование к поставляемому товару: "поставляемый товар должен быть новым, производства России".
Требования к стране, в которой может быть произведена закупаемая продукция, указаны в п. 22 извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0373100056014000026 и в п. 39.1 документации об указанном аукционе.
Требования о необходимости указания места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара установлены в разделе 16 документации об аукционе и в ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Указание только страны, в которой происходит производство товара в соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и разделом 16 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
В первой части заявки ООО "Вектор" среди прочих конкретных показателей товара, указано: "производство товара - Россия", при этом, указание наименования места происхождения товара или наименование производителя отсутствует.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2014 и п. 16.5 документации об аукционе непредставление информации, предусмотренной документацией об аукционе, является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе такого участника закупки.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с требованиями раздела 37 документации об аукционе осуществление закупки осуществляется с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых, (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Следовательно, участники закупки в своих заявках указывают страну происхождения товара, в рамках установленного в документации об аукционе требований к национальному режиму при осуществлении закупки и в качестве конкретного показателя товара.
Таким образом, ООО "Вектор", указав в своей заявке - "поставляемый товар новый, изготовленный в России", не выполнены требования, установленные в документации об аукционе к национальному режиму при осуществлении закупки, а также требования, установленные к конкретным показателям товара, в соответствии с разделом 39 документации об аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товара считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (ст. 59 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 60 Таможенного кодекса декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
В соответствии п. 1 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны (Торгово-промышленной палатой страны) или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения.
Документом, подтверждающим наименование мест происхождения товара, является свидетельство о регистрации такого наименования мест происхождения товара, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Роспатентом (ст. 1522 ГК РФ).
Целью регистрации наименования места происхождения товара, является его дальнейшее использование, которым в соответствии с ч. 2 ст. 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации считается размещение этого наименования в частности на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Таким образом, понятия страна происхождения товара и наименование мест происхождения товара обуславливаются разными целями их определения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемые акты Рособоронзаказа противоречат требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2014 по делу N А40-67544/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67544/2014
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центральное окружное управление материально- технического снабжения Министерства внутренних дел РФ", ФКУ "ЦОУ МТС МВД России"
Ответчик: Рособоронзаказ
Третье лицо: ООО "Вектор"