г. Хабаровск |
|
28 ноября 2014 г. |
А16-309/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области: представитель не явился;
от федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области: Костенко О.А. представитель по доверенности от 26.02.2014 N 08;
от аппарата губернатора и Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
на решение от 27.05.2014
по делу N А16-309/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: аппарат губернатора и Правительства Еврейской автономной области, открытое акционерное общество "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие";
о признании недействительным решения от 13.12.2013 N Ф7900/13-10259 об отказе в осуществлении кадастрового учёта помещений NN 2-18 на 1 этаже, помещений NN 19-21, 24 на 2 этаже, 3 этаже, подвала, общей площадью 1485,1 кв. м, в здании, расположенном по адресу: ул. Советская, д. 111, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, указанных в техническом плане N 79-01-23/3001/2013-3886,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513398, ИНН 7900000302, далее - комитет), с учетом уточнения требований, обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
далее - уполномоченный орган) о признании недействительным решения от 13.12.2013 N Ф7900/13-10259 об отказе в осуществлении кадастрового учёта помещения: 1 этаж (NN 2 - 18), 2 этаж (NN 19 - 21, 24), 3 этаж, подвал, общей площадью 1485,1 кв. м, в здании, расположенном по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Советская, д. 111
Определением от 05.03.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворил ходатайство заявителя и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя: аппарат губернатора и правительства Еврейской автономной области (далее - аппарат губернатора), открытое акционерное общество "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" (далее - ОАО "Бирземпроект") и управление лесами правительства Еврейской автономной области (далее - управление лесами).
Определением суда от 15.04.2014 управление лесами исключено из числа лиц, участвующих в деле.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.05.2014 по делу N А16-309/2014 в удовлетворении заявленных комитетом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.05.2014 по делу N А16-309/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы комитет ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определением 13.08.2014 производство по апелляционной жалобе комитета на решение от 27.05.2014 по делу N А16-309/2014 приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Дальневосточного округа дела N А16-1633/2013 и размещения судебного акта в полном объеме на сайте суда.
Определением 10.11.2014 производство по апелляционной жалобе комитета возобновлено, судебное заседание назначено на 27.11.2014.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа против доводов апелляционной жалобы комитета возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.05.2014 по делу N А16-309/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета - без удовлетворения.
Комитет, аппарат губернатора, ОАО "Бирземпроект" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба комитета удовлетворению исходя из следующего.
В собственности Еврейской автономной области находится объект недвижимого имущества - нежилое помещение, общей площадью 1 794,7 кв. м, этаж 1, 2, 3, номера на поэтажном плане 1 - 33, 1, 20, 24, 1 - 29, 1 - 10, с кадастровым номером 79:79:0300033:305, расположенное по адресу: ул.Советская, д. 111, г. Биробиджан, Еврейская автономная область.
В связи с обращением управления лесами от 25.09.2012 N 02-02/2835 и аппарата губернатора от 26.11.2012 N 235, правительство ЕАО 17.12.2013 приняло распоряжение N 264-рп "О разделе объекта недвижимого имущества", с учетом изменений, внесенных распоряжением правительства ЕАО от 30.12.1013 N 601-рп. Согласно указанному распоряжению объект недвижимого имущества - нежилое помещение разделено на два объекта недвижимого имущества: нежилое помещение 1 этаж (NN 1, 19 - 33) и нежилое помещение 1 этаж (NN 2 - 18), 2 этаж (NN 19 - 21, 24), 3 этаж, подвал (далее - спорное помещение).
09.12.2013 ОАО "Бирземпроект" изготовило технический план помещения общей площадью 1485,1 кв. м, 1 этаж (N N 2 - 18), 2 этаж (NN 19 - 21, 24), 3 этаж, подвал.
12.12.2013 комитет обратился в кадастровую палату с заявлением N 79-0-1-23/3001/2013-3884 о постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости.
Решением органа кадастрового учета от 13.12.2013 N Ф7900/13-10259 в постановке на государственный учет объекта недвижимого имущества отказано, со ссылкой на часть 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре). В решении указано, что помещение 1 этаж (NN 2 - 18), 2 этаж (NN 19 - 21, 24), 3 этаж, подвал не является смежным и не изолировано от других помещений в здании, а именно состоит из 5 изолированных помещений и используется другими лицами для прохода в помещения 2 и 3 этажей.
Действия уполномоченного органа по осуществлению государственного кадастрового учета могут быть оспорены заинтересованным лицом по правилам главы 24 АПК РФ. Не согласившись с указанным решением, комитет оспорил его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что помещения не изолированы, следовательно не могут быть поставлены на кадастровый учет. Для формирования нежилых помещений как двух обособленных объектов недвижимого имущества и поставки их на кадастровый учет необходимо, чтобы они были изолированы и не требовали дополнительной реконструкции в здании.
Апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции ошибочным.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
Частью 2 статьи 16 Закона о кадастре определено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном статьей 21 данного Закона.
Согласно части 7 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями; строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
При этом в законодательстве отсутствуют определения понятий "изолированность" и "обособленность" помещения. Между тем, исходя из анализа норм законодательства, помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями; изолированным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение.
Из буквального содержания части 7 статьи 27 Закона о кадастре следует отсутствие требования законодателя об одновременном соответствии помещения критериям как обособленности, так и изолированности при постановке на кадастровый учет.
Ссылка уполномоченного органа на письма ФГБУ "ФКП Росреестра" не имеет правового значения для существа спора, поскольку они не зарегистрированы в Минюсте России и в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Приложение N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2010 N 583, зарегистрированному в Минюсте России, пункт 3 которого содержит указание, что помещение должно быть изолировано и обособленно, не применяется к данному спору, поскольку это требование относится к составлению технического плана и редакция пункта от 29.06.2014, то есть после принятия уполномоченным органом оспариваемого решения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, рассмотрев указанную в решении уполномоченного органа формулировку отказа, апелляционный суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости обособленный самостоятельный со своими индивидуальными характеристиками, спорные помещения являются обособленными, при этом коридор и подвал как неотъемлемые части спорного объекта имеют вспомогательное, обслуживающее значение. При обращении с заявлением о постановке объекта на учет комитетом в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, апелляционный суд считает, что оспариваемое решение уполномоченного органа об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных помещений противоречит требованиям Закона о кадастре, нарушает права и законные интересы собственника, в связи с чем апелляционный суд признает данное решение незаконным.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным истолкованием указанного выше закона.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.05.2014 по делу N А16-309/2014 отменить.
Заявление комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области удовлетворить.
Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области от 13.12.2013 N Ф7900/13-10259 об отказе в осуществлении кадастрового учёта незаконным.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области осуществить кадастровый учет помещений общей площадью 1485,1 кв. м, указанных в техническом плане N 79-01-23/3001/2013-3886, NN 2-18 1 этажа, NN 19-21, 24 2 этажа, 3 этажа, подвала, расположенных по адресу: Еврейская автономная область г.Биробиджан, ул.Советская, д. 111.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-309/2014
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Еврейской автономной области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Еврейской автономной области
Третье лицо: Аппарат губернатора и Правительства Еврейской автономной области, ОАО "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие", Управление лесами Правительства Еврейской автономной области