г. Чита |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А78-7845/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, Э. В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королёвой Д. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7845/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7512005212; адрес: 107174, улица Басманная Нов.,2) к Чернышевскому районному отделу судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Чернышевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536002916, ИНН 7536090062; адрес: 672000, город Чита, улица Бабушкина,127) в связи с несвоевременной передачей судебному приставу-исполнителю для исполнения исполнительного листа серии АС N 006746641 от 04.06.2014, как несоответствующего Федеральному закону "Об исполнительном производстве",
должник - индивидуальный предприниматель Елина Елена Вячеславовна (ОГРН 311751316600025, ИНН 752501217560),
(суд первой инстанции: Ю.В. Судакова),
при участии в судебном заседании
от заявителя: Казак Е. Г. - представитель по доверенности от 03.04.2014;
от заинтересованного лица - УФССП России по Забайкальскому краю: Норбоева Л. К. - представитель по доверенности от 25.08.2014;
от третьего лица - Елиной Е. В.: не явился;
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее заявитель, ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Чернышевскому районному отделу судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Чернышевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее старший судебный пристав) о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Чернышевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, в связи с несвоевременной передачей судебному приставу-исполнителю для исполнения исполнительного листа серии АС N 006746641 от 04.06.2014 года, как несоответствующего Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17.09.2014 заявленные требования удовлетворены, бездействие старшего судебного пристава в связи с несвоевременной передачей судебному приставу-исполнителю для исполнения исполнительного листа серии АС N 006746641 от 04.06.2014 признано незаконным, как несоответствующие Федеральному закону "Об исполнительном производстве".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что факт бездействия со стороны старшего судебного пристава, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации работы в подразделении и отсутствии должного контроля в пределах своей компетенции является доказанным, допущенные старшим судебным приставом бездействия по организации принудительного исполнения поступившего в отдел исполнительного документа являются незаконными, что привело к нарушению права взыскателя на своевременное исполнение судебного акта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая факт пропуска срока для возбуждения исполнительного производства, считает, что пропуск срока по возбуждению исполнительного производства является незначительным, ОАО "РЖД" не доказало, что пропуск срока повлек нарушение прав Общества.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда первой инстанции.
ОАО "РЖД" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило, представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения.
Третье лицо Елина Е. В. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако Елина Е. В. в судебное заседание не явилась и своего представителя в судебное заседание не направила. В соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 11 июня 2014 года на исполнение в Чернышевский районный отдел судебных приставов был направлен исполнительный лист серии АС N 006746641 от 04.06.2014, выданный Арбитражным судом Забайкальского края 04.06.2014 о взыскании с индивидуального предпринимателя Елиной Елены Вячесловы в пользу ОАО "РЖД" суммы основного долга в размере 734 721, 62 руб., 8 627,63 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 400,00 руб. судебных издержек, расходов по оплате госпошлины в размере 17 866,98 руб., всего к взысканию 761 616,23 руб.
Согласно почтовому уведомлению, заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист поступили на исполнение в Чернышевский районный отдел судебных приставов 17.06.2014 (л.д. 35-36).
01.07.2014 судебный пристав-исполнитель Чернышевского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю Двойникова А.Ю. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства (т. 1 л.д. 66-67).
Заявитель указав, что со стороны старшего судебного пристава имеет место бездействие, выразившееся в несвоевременной передаче судебному приставу-исполнителю исполнительного листа для исполнения, является незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
-наличие со стороны старшего судебного пристава оспариваемого бездействия и его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя таким бездействием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) старшего судебного пристава могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
В силу пункта 2 указанной статьи старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Таким образом, ответственность за организацию надлежащего выполнения подразделением судебных приставов возложенных на службу судебных приставов задач несет старший судебный пристав.
Порядок возбуждения исполнительного производства урегулирован статьей 30 Закона об исполнительном производстве.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (часть 3).
Частью 7 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В силу части 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, Законом об исполнительном производстве установлены сроки при процедуре возбуждения исполнительного производства. Данные сроки направлены, в том числе, на реализацию принципа своевременности совершения исполнительных действий.
В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока (часть 2 статьи 15, часть 3 статьи 16 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 3 статьи 15 Закона об исполнительном производстве, если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Как следует из представленного в материалы дела почтового уведомления заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный лист поступил на исполнение в Чернышевский районный отдел судебных приставов 17.06.2014 (л.д. 35-36).
Таким образом, с учетом правил исчисления сроков, заявление взыскателя и исполнительный документ должны были быть переданы судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов - не позже 20 июня 2014 года.
В свою очередь судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа должен был вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства - не позже 25 июня 2014 года.
Однако постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем 01.07.2014, то есть с нарушением установленного срока.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что поступивший исполнительный лист и заявление переданы судебному приставу-исполнителю в установленные сроки.
Как указывалось выше, старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах").
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы подразделения судебных приставов - Чернышевского районного отдела судебных приставов и ненадлежащем контроле, что образует незаконное бездействие со стороны старшего судебного пристава.
При этом названное бездействие старшего судебного пристава нарушает права ОАО "РЖД", так как повлекло несвоевременность совершения исполнительных действий и исполнения исполнительного документа.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю в апелляционной жалобе сам факт пропуска срока возбуждения исполнительного производства не оспаривает, однако считает, что это не повлекло нарушения прав Общества.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя апелляционной жалобы, так как в данном случае Общество не обязано доказывать факт нарушения его прав, тогда как несвоевременное возбуждение исполнительного производства в отсутствие со стороны старшего судебного пристава надлежащей организации работы и контроля за действиями судебного пристава-исполнителя, является нарушением законно установленных сроков и нарушает права ОАО "РЖД" на своевременное исполнение судебного акта.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных требований, является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда первой инстанции является правомерным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителями апелляционных жалоб не приведено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7845/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7845/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Д. В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7845/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Чернышевский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю
Третье лицо: Елина Е. В., Забайкальская железная дорога Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД"