г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А56-38957/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Мацука Э.Ф. - по доверенности от 13.01.2014 N 08-32-/20, Дедова О.В. - по доверенности от 27.08.2014 N 08-32/22;
от заинтересованного лица: Гатина К.Р. - по доверенности от 10.10.2013 N 9/469/2013-ДОВ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22731/2014) ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2014 по делу N А56-38957/2014 (судья Анисимова А.В.), принятое
по заявлению Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", местонахождения: 109507, г. Москва, ул. Ферганская, д. 25, ОГРН 5087746119951,
о привлечении к административной ответственности
установил:
Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - Общество, ОАО "Концерн Росэнергоатом") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 26.08.2014 заявление Управления удовлетворено, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 26.08.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует событие вмененного ему в вину административного правонарушения, так как в адрес Управления было направлено уведомление от 09.01.2014 N 487-У о проведении отдельных видов работ, к которому были приложены рабочие чертежи на выполнение комплекса работ по монтажу блоков облицовки купола внутренней защиты оболочки здания реактора (10 UJА) с отметки +44,600 до отметки +67,800, то есть заявитель был извещен о проведении монтажных работ с отметки +56,700 до отметки + 66,600, а, следовательно, нарушений пункта 2.1. условий действия лицензии от 12.02.2010 N ГН-02-101-2277 Обществом не допущено. При этом, по мнению Общества, тот факт, что в самом уведомлении от 09.01.2014 N 487-У не была указана верхняя отметка монтажа гермооблицовки, не свидетельствует об обратном, поскольку нормативные документы не содержат каких-либо требований к форме и виду соответствующий уведомлений.
В судебном заседании представитель ОАО "Концерн Росэнергоатом" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заявителя позицию Общества не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Управление считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы ОАО "Концерн Росэнергоатом" несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, начальником отдела инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мацукой Э.Ф. по результатам мероприятия по контролю от 17.06.2014 N 471 в рамках постоянного государственного надзора работ, ведущихся на здании реактора 10UJA на строительной площадке Ленинградской АЭС-2, было установлено следующее.
ОАО "Концерн Росэнергоатом" на основании лицензии Ростехнадзора от 12.02.2010 N ГН-02-101-2277 (далее - лицензия) осуществляет деятельность по сооружению ядерной установки энергоблока N 1 Ленинградской АЭС-2.
Согласно пункту 2.1 условий действия лицензии (в редакции изменения N 1 от 29.11.2010) для проведения выборочных целевых инспекций директор филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2" должен уведомлять отдел инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о проведении следующих этапов работ при сооружении энергоблока N1 Ленинградской АЭС-2:
- монтаж строительных конструкций зданий и сооружений I и II категорий по ПиН АЭ-5.6;
- монтаж и наладка систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности;
- монтаж и наладка систем безопасности.
10.06.2014 на здании реактора блока N 1 Ленинградской АЭС-2 (10UJA) подрядной организацией Управлением Механизации - филиалом ОАО "Метрострой" были выполнены работы по установке в проектное положение герметичной облицовки внутренней защитной оболочки (далее - ВЗО) купола выше отметки 56,896.
Изготовление данного элемента герметичной облицовки ВЗО здания реактора 10UJA (Марка М III, с отметки +56,700 до отметки +66,600) было завершено 05.05.2014.
Вместе с тем, уведомление о проведении монтажных работ по установке в проектное положение герметичной облицовки ВЗО купола здания реактора 10UJA (Марка М III, с отметки +56,700 до отметки +66,600) в отдел инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 не поступало, записи уполномоченных представителей заказчика о направлении в установленном порядке уведомления в журнале приема-передачи документов отдела инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 также отсутствуют.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, 20.06.2014 начальник отдела инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составил протокол об административном правонарушении N СЕ-2.1-31/2014 и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.
Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.
В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).
Лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
ОАО "Концерн Росэнергоатом" осуществляет деятельность по сооружению ядерной установки энергоблока N 1 Ленинградской АЭС-2 на основании лицензии Ростехнадзора от 12.02.2010 N ГН-02-101-2277, согласно пункту 2.1 условий действия которой (в редакции изменения N 1 от 29.11.2010) для проведения выборочных целевых инспекций директор филиала Общества должен уведомлять Управление о проведении следующих этапов работ при сооружении энергоблока N1 Ленинградской АЭС-2: монтаж строительных конструкций зданий и сооружений I и II категорий по ПиН АЭ-5.6; монтаж и наладка систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности; монтаж и наладка систем безопасности.
Процедура и порядок взаимодействия филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2", генеральной подрядной организации Сосновоборский филиал ОАО "Атомэнергопроект", подрядных и субподрядных организаций при оформлении уведомлений перед выполнением отдельных видов работ при сооружении энергоблоков Ленинградской АЭС-2, с целью реализации участниками строительства требований условий действия лицензии, определены в Положении о порядке оформления уведомлений перед выполнением отдельных видов работ при сооружении энергоблоков Ленинградской АЭС-2, утвержденном директором филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ленинградской АЭС-2" 21.01.2014 и введенном в действие приказом Ленинградской АЭС-2 от 28.01.2014 N 73-П (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.4 указанного Положения, его требования распространяются на выполнение следующих видов работ при сооружении энергоблоков Ленинградской АЭС-2:
1.4.1. Монтаж строительных конструкций зданий и сооружений I и II категорий по ПиН АЭ-5.6;
1.4.2. Монтаж и наладка систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности;
1.4.3. Монтаж и наладка систем безопасности.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что работами, указанными в пункте 1.4 Положения, являются отдельные этапы по монтажу конструктивных элементов зданий (сооружений), элементов систем и так далее в объеме рабочего проекта на данный конструктивный элемент здания (сооружения), элемент системы.
Условием начала производства работ, указанных в пункте 1.4 Положения, является согласование бланка уведомления заказчиком, направление заказчиком за 3 дня до начала работ уведомления и комплекта документов в Управление, а также направление согласованного заказчиком и зарегистрированного в Ростехнадзоре бланка уведомления генподрядчику (пункт 2.2 Положения).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.06.2014 на здании реактора блока N 1 Ленинградской АЭС-2 (10UJA) подрядной организацией Управлением Механизации - филиалом ОАО "Метрострой" были выполнены работы по установке в проектное положение герметичной облицовки ВЗО купола выше отметки +56,896, что подтверждается записями в специальном журнале работ N 02/36-33.10UJA-т.1 и в общем журнале работ N 02-33.10UJA-т.5.
Изготовление данного элемента герметичной облицовки ВЗО здания реактора 10UJA (Марка М III, с отметки +56,700 до отметки +66,600) было завершено 05.05.2014, что подтверждается свидетельством об изготовлении N 280/14 и актом входного контроля от 20.05.2014 N 180.
Вместе с тем, уведомление о проведении монтажных работ по установке в проектное положение герметичной облицовки ВЗО купола здания реактора 10UJA (Марка М III, с отм.+56,700 до отм.+66,600) в Управление не поступало, записи уполномоченных представителей заказчика о направлении в установленном порядке уведомления в журнале приема-передачи документов отдела инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при проведении вышеуказанных работ Общество допустило нарушение пункта 2.1 условий действия лицензии, выразившееся в неуведомлении Управления о проведении монтажа строительных конструкций здания I категории ответственности по ПиН АЭ-5.6, что в свою очередь образует в его действиях объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В свою очередь доводы ОАО "Концерн Росэнергоатом" об отсутствии в его действиях события административного правонарушения со ссылкой на направленное в адрес Управления уведомление от 09.01.2014 N 487-У отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку на дату его направления еще не было завершено изготовление элемента герметичной облицовки ВЗО здания реактора 10UJA (Марка М III, с отм.+56,700 до отм.+66,600), неуведомление о монтаже которого вменено в вину Обществу (изготовление данного элемента завершено 05.05.2014, что подтверждается свидетельством об изготовлении N 280/14 и актом входного контроля от 20.05.2014 N 180).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом условий действия лицензии при осуществлении работ в области использования атомной энергии в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела также не имеется.
На основании изложенного, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области пришел к обоснованному и правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечении юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений.
Не допущено процессуальных нарушений и судом первой инстанции при вынесении решения от 26.08.2014.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2014 по делу N А56-38957/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38957/2014
Истец: Начальник отдела инспекций сооружения Ленинградской АЭС-2 Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора Мацука Э. Ф.
Ответчик: ОАО "Российский концерн по производству электроической и тепловой энергии на атомных станциях"