г. Санкт-Петербург |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А21-4847/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22765/2014) Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2014 по делу N А21-4847/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Импера Сервис"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИМПЕРА сервис" (ОГРН 1093925001191; место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Красная, 63 А) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240; место нахождения: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 5/7; 236010, г. Калининград, пр-т Победы, д. 61) (далее - Управление), выразившихся в отказе по исключению эксплуатируемого Обществом опасного производственного объекта "система газопотребления многоквартирного дома ООО "ИМПЕРА сервис" (котельная), регистрационный номер А21-06427-0002, из государственного реестра опасных производственных объектов и об обязании Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем исключения опасного производственного объекта "система газопотребления многоквартирного дома ООО "ИМПЕРА сервис", регистрационный номер А21-06427-0002, из государственного реестра опасных производственных объектов.
Решением суда от 30.07.2014 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, выводы суда о том, что эксплуатируемая заявителем сеть газопотребления не является опасным производственным объектом, поскольку максимальная масса газа в газопроводе составляет менее 1 т., является необоснованным, поскольку в данном случае объект "сеть газопотребления многоквартирного дома" по своим характеристикам подпадает под действие пунктов 2, 3, 4 приложения 3 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), следовательно, класс опасности должен определятся не по количеству опасных веществ, а в порядке, установленном соответствующими пунктами.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в их отсутствии. В направленном в суд апелляционной инстанции отзыве на жалобу, Общество просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 07.08.2013 выдано Обществу свидетельство о регистрации N А21-06427 опасного производственного объекта - сеть газопотребления многоквартирного дома, рег. N А21-06427-0002, дата регистрации 20.07.2012, класс опасности III.
Согласно карте учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов объект отнесен к опасным производственным объектам по признаку опасности - получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ в количествах, указанных в приложении 2 к Закону.
27.02.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением (вх. N 08-2749) об исключении объекта (фактически - котельная установка для обеспечения теплом и горячей водой многоквартирного дома по адресу: г. Калининград, ул. Красная, д. 63 А, где в качестве топлива используется природный газ) из государственного реестра опасных производственных объектов, ссылаясь при этом на утрату объектом признаков опасности в связи с принятием Федерального закона РФ от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 22-ФЗ), поскольку количество используемого на объекте природного газа составляет менее 1 тонны.
Письмом от 26.02.2014 за N 19 Управление отказало Обществу в удовлетворении заявления.
Считая действия Управления, выразившиеся в отказе по исключению эксплуатируемого заявителем опасного производственного объекта "система газопотребления многоквартирного дома ООО "ИМПЕРА сервис" (котельная), регистрационный номер А21-06427-0002, из государственного реестра опасных производственных объектов, незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция считает, что удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
В соответствии с приложением N 1 "Опасные производственные объекты" к Закону N 116-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ, вступившего в силу с 15.03.2013) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Согласно пункту 1 приложения N 2 "Классификация опасных производственных объектов" к Закону N 116-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п. 1 приложения 1 к названному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения.
В первой строке таблицы 2 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ указано, в случае нахождения на опасном производственном объекте воспламеняющихся и горючих газов в количестве 2000 т и более опасный производственный объект относится к I классу опасности; 200 т и более, но менее 2000 т - опасный производственный объект относится ко II классу опасности; 20 т и более, но менее 200 т - опасный производственный объект относится к III классу опасности; 1 т и более, но менее 20 т - опасный производственный объект относится к IV классу опасности.
Таким образом, в случае если на объекте одновременно находится или может находиться газ в количестве менее 1 т, такой объект к опасным производственным объектам не относится.
В силу пункта 4 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:
1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Учитывая указанные выше положения, в соответствии с которыми к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т, классификация опасных производственных объектов, предусмотренная пунктом 4 приложения N 2 к Закону N 116-ФЗ, применяется в случае, если на объекте одновременно находятся или могут находиться газы в количестве более 1 т.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, определяющим (первичным) критерием опасного производственного объекта является именно количество опасного вещества (более 1 т), тогда как давление является вторичным критерием.
В данном случае судом первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что на объекте Общества одновременно находится или может находиться природный газ в количестве 58 кг (максимальный расход газа - 81 м3/час Х масса 1 м3 природного газа 0,717, кг), что меньше, чем предусмотренного таблицей 2 Приложения 2.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся также объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля газа.
Согласно письму ОАО "Калининградгазификация" N 5259 от 15.10.2013 давление транспортируемого природного газа для котельной составляет 0,0035 МПа, что также меньше минимального количества газов, предусмотренного Приложением N 1 к Закону N 116-ФЗ. Температура нагрева воды менее 115 С/
Также суд первой инстанции обоснованно сослался на разъяснительное письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.08.2013 N 00-01-35/955, в котором даны следующие разъяснения "по вопросу идентификации и классификации сетей газораспределения и газопотребления, использующих природный газ, в качестве опасных производственных объектов:
- в соответствии со статьей 2 и приложением N 1 к Закону N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются сети газораспределения и сети газопотребления, на которых используется природный газ в количествах, указанных в приложении N 2 к Закону N 116, а именно свыше 1 т природного газа (1-я строка таблицы 2 приложения N 2);
- в соответствии с приложением N 2 к Закону N 116 для сетей газораспределения и сетей газопотребления, являющимися опасными производственными объектами (с массой природного газа свыше 1 т) и предназначенными для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля устанавливается II класс опасности;
- для сетей газораспределения и сетей газопотребления, являющихся опасными производственными объектами (с массой природного газа свыше 1) и предназначенных для транспортировки газа под давлением равным или менее 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением равным или менее 1,6 мегапаскаля устанавливается III класс опасности".
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылки Управления на то, что эксплуатируемая Обществом котельная, как опасный производственный объект в соответствии с требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 (в редакции Приказа Ростехнадзора от 16.11.2011 N 641) представляет собой "сеть газопотребления".
Согласно названному Приказу сеть газопотребления идентифицируется по двум признакам опасности: использование и транспортирование опасных веществ, использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов (2.1 и 2.2). Однако судом установлено, что оборудования, подпадающего под второй признак опасности (2.2) Общество не использует. Кроме того, эксплуатируемая котельная не соответствуют самому понятию "сеть газопотребления".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно заключил, что в соответствии с Законом N 116-ФЗ (в редакции Закона N 22-ФЗ) спорный объект Предприятия (котельная многоквартирного дома, работающая на природном газе) не является опасным производственным объектом и подлежит исключению из государственного реестра опасных производственных объектов.
При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что оспариваемые действия Управления не соответствуют законодательству о промышленной безопасности опасных производственных объектов и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку идентификация производственного объекта как опасного производственного объекта и его эксплуатация влечет необходимость осуществления последним дополнительных расходов.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела.
Учитывая, что обжалуемый судебный акт вынесен в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.07.2014 по делу N А21-4847/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4847/2014
Истец: ООО "Импера Сервис"
Ответчик: Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору