г. Воронеж |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А64-3915/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Яковлева А.С., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Владимировой Г.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Тамбовская областная сбытовая компания": Гуляев Д.Ю., представитель по доверенности N 2 от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2014 по делу N А64-3915/2014 (судья Егорова Т.В.) по иску открытого акционерного общества "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго" к открытому акционерному обществу "Тамбовская областная сбытовая компания" (ОГРН 1056882378464, ИНН 6829017247) о взыскании 40 809 026 руб. 91 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - "Тамбовэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2009 N 6800/00169/09 за период с августа 2012 года по декабрь 2012 года в сумме 38 631 933 руб. 76 коп. (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МРСК Центра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование несогласия с вынесенным судебным актом заявитель апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение арбитражным судом области норм материального права. По мнению истца, расчеты за услуги по передаче электроэнергии за период с августа по декабрь 2012 года должны производиться между сторонами в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их осуществления. В частности, истец полагает, что со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которым установлены новые правила расчетов за услуги по передаче электроэнергии, заявленная мощность (двухставочный тариф) перестала определять объем обязательств сетевой организации (ответчика) и не могла применяться в расчетах, поскольку расчет по двухставочному тарифу должен производиться по величине фактической мощности, определяемой с помощью интервальных приборов учета, а отсутствие таких приборов у потребителей заказчика лишает его права выбора двухставочного тарифа.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "МРСК Центра" явку полномочных представителей не обеспечило, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.04.2009 между ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) и ОАО "ТОСК" (заказчик) заключен договор N 6800/00169/09 оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался оказывать потребителям, в интересах которых заказчик заключил настоящий договор, услуги по передаче электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязался оплачивать оказанные услуги исполнителя в порядке, установленном договором (пункт 2.1. договора).
Также в пункте 2.1. договора стороны определили, что передача электрической энергии (мощности) производиться в пределах заявленной мощности в точке поставки.
В силу положений пунктов 3.2.7., 3.2.8. договора заказчик обязался своевременного и в полном размере производить оплату услуг исполнителя в соответствии с условиями договора и рассматривать в порядке, указанном в пункте 6.4. договора, поступившие от исполнителя акты об оказании услуг за расчетный период.
Согласно пункту 6.1. договора расчетным периодом для оплаты оказываемых услуг является один календарный месяц.
В срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, исполнитель предоставляет заказчику акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за месяц (пункт 6.2.1. договора).
В соответствии с пунктом 6.4. договора при возникновении у заказчика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг он обязан: сделать соответствующую отметку в акте, указать отдельно в акте неоспоримую и оспоримую часть оказанных услуг, подписать акт в неоспоримой части, и в течении 3-х рабочих дней направить исполнителю претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг.
Во исполнение условий договора N 6800/00169/09 от 10.04.2009 ОАО "МРСК Центра" оказало ОАО "ТОСК" в августе - декабре 2012 года услуги по передаче электрической энергии. Указанное обстоятельство подтверждается актами об оказании услуг по передаче электрической энергии: акт от 31.08.2012 N 45/12 об оказании услуг по передаче электрической энергии за август 2012 г.; акт от 30.09.2012 N 52/12 об оказании услуг по передаче электрической энергии за сентябрь 2012 г.; акт от 31.10.2012 N 59/12 об оказании услуг по передаче электрической энергии за октябрь 2012 г.; акт от 30.11.2012 N 66/12 об оказании услуг по передаче электрической энергии за ноябрь 2012 г.; акт N 74/12 от 31.12.2012 об оказании услуг по передаче электрической энергии за декабрь 2012 г.
Истец в ходе судебного разбирательства дела указал, что при формировании данных актов им учитывались изменения, внесенные в нормативные акты Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынка электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". При этом, по мнению истца, акты об оказании услуг за период с августа по декабрь 2012 года (с учетом корректировочных актов к ним) полностью соответствует требованиям, установленным договором от 10.04.2009 N 6800/00169/09, а также требованиям Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 47-э от 30.05.2012 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 г.".
Со стороны ОАО "ТОСК" акты об оказании услуг подписаны с разногласиями относительно стоимости оказанных услуг (на сумму 38 631 933 руб. 76 коп.), а именно в части применения варианта тарифа (двухставочный/одноставочный) для взаиморасчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии прочим потребителям. По мнению ответчика, расчеты за услуги по передаче электрической энергии в 2012 году должны осуществляться по выбранному заказчиком на период регулирования двухставочному тарифу.
Истец полагает, что ОАО "ТОСК" необоснованно применило в расчетах за период с августа по декабрь 2012 года двухставочный тариф, поскольку в отношении ряда точек поставок приборы потребителей ОАО "ТОСК" не позволяют определить величину фактической мощности, в то время как с 12.06.2012 Постановлением Правительства N 442 введены в действие положения пункта 47 Правил недискриминационного доступа, содержащего запрет на использование величины заявленной мощности при расчетах за услуги по передаче электроэнергии.
Таким образом, разногласия по вопросам обязательности применения нового порядка расчетов за услуги по передаче электроэнергии между сторонами в спорном периоде и возможности выбора гарантирующим поставщиком двухставочного тарифа в отсутствие интервальных приборов учета явились основанием для обращения ОАО "МРСК Центра" в арбитражный суд с настоящим иском.
Спора по фактическому объему потребления электроэнергии (полезному отпуску), величине заявленной мощности между сторонами не имеется.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются, в том числе, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон "Об электроэнергетике").
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 указанного Федерального закона следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров. Выполнение работ или оказание услуг такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнении договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Оплата энергии, исходя из пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу положений статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пунктов 42, 46 - 48 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей государственному ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178), тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Исходя из пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 (далее - Правила N 109) следует, что по общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 7 Основ ценообразования N 1178.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении потребителей, не относящихся к населению, устанавливались одновременно в двух вариантах: двухставочный тариф и одноставочный.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования N 1178 (абзацы пятнадцатый и девятнадцатый) до 31.12.2012 для расчетов за услуги по передаче электроэнергии по электросетям территориальных сетевых организаций гарантирующие поставщики, действующие в интересах потребителей (за исключениями, установленными в этом же пункте Основ ценообразования), имели право самостоятельно выбирать вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования тарифных решений. При отсутствии указанного уведомления расчеты должны производиться по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. Иное допускалось по взаимному соглашению сторон.
Как следует из подпункта "б" пункта 13 Правил N 861, до принятия Правительством РФ 04.05.2012 Постановления N 442 объем обязательств сетевой организации по передаче электроэнергии определялся величиной заявленной мощности, согласованной сторонами в договоре.
Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения на розничном рынке электроэнергии, внесены изменения, в том числе в порядок расчета объема обязательств по передаче электроэнергии. Так, согласно пункту 15(1) Правил N 861, а также пункту 81 Основ ценообразования N 1178 по новым правилам обязательства потребителя услуг определяются в размере стоимости оказанных услуг. Стоимость услуг зависит от объема оказанных услуг по передаче электрической энергии и тарифа на эти услуги. Объем услуг рассчитывается в зависимости от выбранного потребителем тарифа на данные услуги и определяется исходя из фактического объема потребления электроэнергии (при одноставочном тарифе) или из фактического объема потребления электроэнергии и величины фактической мощности (при двухставочном тарифе).
В пункте 81 Основ ценообразования N 1178 гарантирующим поставщикам до конца 2012 года сохранено право выбора варианта тарифа на период регулирования. С 2013 года гарантирующие поставщики для услуг по передаче электроэнергии должны применять тарифы, выбранные обслуживаемыми ими потребителями. Двухставочный тариф может быть выбран только в том случае, если энергопринимающие устройства оборудованы интервальными приборами учета. В этом же пункте определены категории потребителей, выбор варианта тарифа для которых не предусмотрен, а в приложении N 3 к Основным положениям установлен расчетный способ определения почасовых объемов потребления электроэнергии для потребителей, в расчетах с которыми используется ставка за мощность, но интервальные приборы отсутствуют.
Таким образом, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 в абзац 15 пункта 81 Основ ценообразования N 1178, уточняют условия, при которых гарантирующим поставщиком может быть реализовано право выбора варианта тарифа на период регулирования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право ОАО "ТОСК" на выбор варианта тарифа на 2012 год было реализовано письмом от 27.01.2012 N 130/95, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, и, следовательно, ответчик правомерно оплатил стоимость услуг исходя из условий договора N 6800/00169/09 от 10.04.2009 и величины заявленной мощности.
Оснований для правомерности применения истцом в спорном периоде одноставочного тарифа, при расчете стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии за период с августа по декабрь 2012 года, суд не установил.
Доводы истца о том, что расчет за услуги по передаче электрической энергии, оказанные ответчику за период с августа 2012 г. по декабрь 2012 г., должен осуществляться в соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты РФ Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, правомерно отклонены судом области в силу нижеследующего.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
В то же время из абзаца пятого пункта 15(1) Правил N 861, введенного Постановлением N 442, в единстве с указанными нормами Основ ценообразования N 1178 следует, что в отношениях между гарантирующими поставщиками, действующими в интересах обслуживаемых ими по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии, и сетевыми организациями новые правила расчетов вводились в обязательном порядке с 01.01.2013.
Таким образом, для гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций) установлен специальный срок, когда сетевая организация обязана производить расчет стоимости с применением порядка определения объема услуг, предусмотренного абзацем четвертым пункта 15 (1) Правил N 861, - не позднее 01.01.2013. С этой даты сетевая организация не вправе требовать применения иного способа определения обязательств по оплате услуг.
Следовательно, до 01.01.2013 стороны используют в расчетах за оказанные услуги по передаче электроэнергии фактическую мощность только при достижении соответствующего соглашения. При отсутствии данного соглашения между сторонами до 01.01.2013 применяется обычный порядок расчета - исходя из заявленной мощности, согласованной сторонами и учтенной при установлении тарифа на передачу электрической энергии.
Из материалов дела не следует, что гарантирующий поставщик (ОАО "МРСК Центра") и сетевая компания (ОАО "ТОСК") достигли согласия по вопросу о переходе на новый порядок расчетов досрочно, то есть до 01.01.2013. Гарантирующий поставщик не уведомлял сетевую организацию о смене варианта тарифа на одноставочный. Согласия по этому вопросу стороны также не достигли.
При таких обстоятельствах с августа по декабрь 2012 года расчет между ними должен производиться по прежнему варианту тарифа (двухставочному) и по прежним правилам, предусматривающим право заказчика услуг на выбор тарифа и определение объема взаимных обязательств по величине заявленной мощности.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 2620/14 по делу N А67-7104/2012.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы ОАО "МРСК Центра" о неправильном применении арбитражным судом области норм материального права не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции. Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции также не установлено.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2014 по делу N А64-3915/2014 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "МРСК Центра" - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.09.2014 по делу N А64-3915/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.С. Яковлев |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3915/2014
Истец: ОАО "МРСК Центра", ОАО "МРСК Центра" в лице Филиала ОАО "МРСК Центра" - "Табмбовэнерго"
Ответчик: ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания"