г. Вологда |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А44-3441/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 ноября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 сентября 2014 года по делу А44-3441/2014 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экоцентр" (ОГРН 1125321003532, ИНН 5321155051; Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 17/22, офис 14; далее - Общество, ООО "Экоцентр") обратилось в суд с иском к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; далее - Комитет), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; город Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; далее - Федеральное агентство) о возложении обязанности в срок до 01.01.2015 провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, находящемся в государственной собственности, общей площадью 4407,8 га, расположенном в Новгородской области, Новоселицком лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, кварталах N 43-65, 68-71, 74-78, 82-84, 89, 90, 96, 97, 229-231, 240, а также обеспечить финансированием работы по лесоустройству согласно представленным Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области расчётным потребностям.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Экоцентр" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.11.2012 (том 2, лист 140) между Комитетом (Арендодатель) и ООО "Экоцентр" (Арендатор) заключён договор аренды лесного участка от 30.11.2012 N 373 (том 1, лист 13), по которому передан во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, общей площадью 4407,8 га, расположенный в Новгородской области, Новоселицком лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, кварталах N 43-65, 68-71, 74-78, 82-84, 89, 90, 96, 97, 229-231, 240.
Ссылаясь на проведение лесоустройства на арендуемом земельном участке в 1997 году и наступление в 2007 году срока для осуществления таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, ООО "Экоцентр" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого иска, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьёй 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно статье 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), предусмотрено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключённых в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 59 Лесоустроительной инструкции границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов являются:
а) при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов - лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок);
б) при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса, - лесной участок.
На основании изложенного является верным вывод суда первой инстанции о том, что работы по лесоустройству не являются исключительной обязанностью органов государственной власти.
Кроме того, при наличии в договоре аренды лесного участка обязанности арендатора по проведению таксации лесов, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов проведение работ по лесоустройству не является только обязанностью арендодателя.
В рассматриваемом случае пунктом 18.18 договора аренды лесного участка, заключённого с Обществом, предусмотрена обязанность Арендатора (то есть Общества) по проведению лесоустройства и таксации.
В апелляционной жалобе ООО "Экоцентр" сослалось на то обстоятельство, что срок давности таксации лесов установлен в 10 лет и он нарушен в отношении рассматриваемых участков, так как их прошлая таксация проведена в 1997 году.
Эти доводы являются необоснованными.
Как указано в пункте 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Таким образом, указанная норма не устанавливает императивного требования о проведении таксации лесов каждые 10 лет. Напротив, устанавливается правило в отношении проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов при сроках давности таксации более 10 лет.
В апелляционной жалобе ООО "Экоцентр" сослалось на то, что ответчик обязан был провести лесоустройство участка до выставления на продажу права его аренды, а также на то, что арендатор вправе требовать от арендодателя устранения недостатков имущества.
Эти доводы являются необоснованными.
При подаче заявки на участие в аукционе и ознакомлении с аукционной документацией, ООО "Экоцентр" было поставлено в известность о проведении работ по лесоустройству в 1997 году, о чём свидетельствует проектная документация лесного участка (том 2, листы 123-137) и проект освоения лесов, изготавливаемый Обществом по материалам лесоустройства 1997 года.
Рассматриваемый договор аренды лесного участка не признан недействительным, в судебном порядке в него не внесены изменения, он не расторгнут.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований. Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 сентября 2014 года по делу N А44-3441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоцентр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3441/2014
Истец: ООО "ЭКОЦЕНТР"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации