г. Москва |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А40-104734/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Казьминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 г.
по делу N А40-104734/13,
принятое судьей Козловским В.Э. (шифр судьи 102-910),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие" города Орла
(ОГРН 1045752000040, 302005, г. Орел, ул. Карачевская, 144)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Публично-правовое образование Орловская область в лице Департамента финансов Орловской обл.;
2) Департамент транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской обл.
о взыскании 10 726 621, 38 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Давыдова Ю.П. по доверенности от 05.12.2014;
от ответчика: Королева Е.С. по доверенности от 10.01.2013;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" города Орла обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 10 726 621 руб. 38 коп..
Решением суда от 25.08.2014 года требования МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" города Орла удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела при расчете убытков.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортным предприятием, осуществляющим перевозку населения городским трамвайным и троллейбусным транспортом, оказал в период 2012 года льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 10 726 621 руб. 38 коп..
Согласно пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст.ст.ст.3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
10.05.2012 года между истцом и Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области был заключен договор на возмещение расходов за представление транспортных услуг льготным категориям граждан.
Постановлением Правительства Орловской области от 18.10.2010 года N 365 "О едином социальном проездном билете в Орловской области", действовавшим в период с 01.11.2010 года, предусмотрена организация перевозки по единым социальным проездным билетам отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Орловской области, всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным транспортом общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), утвержден порядок предоставления ЕСПБ, перечень категорий граждан, имеющих право проезда по ЕСПБ в электрифицированном и автомобильном транспорте и стоимость указанных проездных билетов с 01.11.2010 года в сумме 300 руб..
Вышеуказанным постановлением реализация ЕСПБ осуществляется за наличные денежные средства уполномоченными Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области организациями в соответствии с заключенными договорами и оплатой услуг за счет полученных от реализации единых социальных проездных билетов.
Как установлено судом, на территории г.Орла в 2012 году организацией, уполномоченной реализовать ЕСПБ, являлась УФПС Орловской области - филиал ФГУП "Почта России".
За 2012 год ФГУП "Почта России" было реализовано 52 819 ЕСПБ лицам, меры социальной поддержки которым находятся в ведении Российской Федерации. Стоимость реализованных УФПС Орловской области ЕСПБ федеральным льготникам составила 15 845 700 руб..
За период с января по сентябрь 2012 года в адрес истца подлежали перечислению 79,2% выручки от продажи ЕСПБ, за период с октября по декабрь 2012 года подлежали перечислению 79 % выручки. Доход истца от реализации УФПС Орловской области ЕСПБ отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которым находятся в ведении Российской Федерации, в 2012 году составил 12 542 130 руб. 60 коп..
В течение 2012 года истцу Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области субсидия на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан, меры по социальной поддержке которых относятся к ведению Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета не перечислялась.
Сумма расходов, произведенных истцом, подтверждается актами сверки взаиморасчетов по реализации ЕСПБ и перечислении денежных средств транспортным предприятиям, обслуживающим городские регулярные маршруты общего пользования в 2012 году, с указанием количества реализованных на территории г.Орла ЕСПБ, доли истца в перевозках пассажиров в г.Орле.
Разница между фактическими затратами истца на перевозку льготных категорий пассажиров, и полученными денежными средствами составляет 10 726 621 руб. 38 коп..
Порядок возмещения в 2012 году перевозчикам расходов за предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Орловской области, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 10.04.2012 года N 110, определяет механизм осуществления в 2012 году выплат перевозчикам на возмещение расходов за предоставление транспортных услуг гражданам на территории Орловской области за счет средств, поступивших от продажи Единых социальных билетов и областных средств, предусмотренных на эти цели Законом Орловской области от 03.11.2011 года N 1289-03 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Указанный нормативный акт не устанавливает порядка расчета компенсации фактической разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Орловской области и стоимостью ЕСПБ, а также не предусматривает выплаты перевозчикам за счет средств федерального бюджета.
Однако право требования возмещения с ответчика понесенных истцом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (не включения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере.
Расходы, или выпадающая провозная плата, рассчитаны истцом в соответствии со ст.ст. 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из тарифов на проезд, утвержденных в установленном порядке, и единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Как установлено судом, ответчиком не представлено доказательств того, что выделенные бюджетом Российской Федерации бюджету Орловской области средства субвенций на равную доступность услуг общественного транспорта, и выделенные бюджетом Орловской области истцу средства компенсации расходов на перевозку федеральных льготников возместили расходы истца в размере не полученной с потребителей - федеральных льготников провозной платы.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не исполнило своих обязанностей по возмещению расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, суд первой инстанции, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно расчета убытков, порядка возмещения убытков уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2014 г. по делу N А40-104734/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-104734/2013
Истец: МУП "ТТУ" г. Орла, МУП ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА ОРЛА, НО Коллегия адвокатов г. Москвы " Межтерриториальная"
Ответчик: Министерство Финансов РФ, Минфин России
Третье лицо: Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области