г. Воронеж |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А64-2518/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.11.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления лесами Тамбовской области (ОГРН 1076829001281, ИНН 6829029595, г. Тамбов, пл. Кронштадтская, 7А):
от общества с ограниченной ответственностью "Лесное" (ОГРН 1066820017032, ИНН 6820024070, Тамбовская обл., тамбовский р-н, Ж-Д Ст. Рада, 200): |
Воробьев А.Н., представитель по доверенности N 07 от 09.07.2014; Лапина В.И., представитель по доверенности N 5 от 24.06.2014;
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2014 по делу N А64-2518/2014 (судья Плахотников М.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное" (ОГРН 1066820017032, ИНН 6820024070) к Управлению лесами Тамбовской области (ОГРН 1076829001281, ИНН 6829029595) о признании незаконным и отмене постановления от 10.04.2014 г. N77,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесное" (далее - ООО "Лесное", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления к Управлению лесами Тамбовской области (далее - Управление, административный орган) от 10.04.2014 N 77.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд области пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдения административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указывает, что нарушение, допущенное ООО "Лесное", фактически было выявлено до времени извещения посредством телефонного звонка его законного представителя И.А. Айрияна (т.е. до 09 час. 46 мин. 28.03.2014), Общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и его законному представителю была предоставлена возможность ознакомления с протоколом, предусмотренная частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Через канцелярию суда апелляционной инстанции от Управления поступило дополнение к апелляционной жалобе, которое суд приобщи к материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Управления поддержали доводы апелляционной инстанции с учетом дополнения к ней, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просили его отменить полностью.
Общество в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
На основании статей 156, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Управления, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО "Лесное" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.08.2006 г. за основным государственным регистрационным номером 1066820017032.
В ходе патрулирования лесного фонда должностными лицами Управления лесами Тамбовской области 28.03.2014 в 10 часов 05 минут было установлено, что ООО "Лесное" совершило нарушение "Правил пожарной безопасности в лесах" (в период пожароопасного сезона арендованный участок площадью 0,15 га. засорен бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором - разбросаны порубочные остатки, диван, автомобильная шина, холодильник и другое) в квартале 99 выдел 11 лесного фонда Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.
Указанными действиями ООО "Лесное" нарушило пункт 9 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417, статью 53 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г N 200-ФЗ.
Государственным инспектором по охране леса Пригородного участкового лесничества ТОГКУ "Тамбовское лесничество" Уткиной Е.И. 28.03.2014 в отношении ООО "Лесное" был составлен протокол N 12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д. 28-29).
Заместителем начальника Управления лесами Тамбовской области Пышкиным А.Ф. 10.04.2014 в присутствии законного представителя Общества - генерального директора Айрияна И.А., было вынесено постановление о назначении административного наказания N 77, которым ООО "Лесное" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 26).
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Лесное" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассмотренным требованием.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела события и состава вменяемого административного правонарушения. Вместе с тем, суд области исходил из наличия существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по административному делу.
Апелляционный суд находит данные выводы суда обоснованными и соответствующими материалам дела исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
Субъектом правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо. Субъективная сторона характеризуется виной.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.03.2014 г. N 314 "О начале пожароопасного сезона" в лесах на территории области с 25 марта 2014 года установлен пожароопасный сезон.
В связи с началом пожароопасного сезона в лесах особенно актуальным является соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку несоблюдение данных требований может привести к серьёзным последствиям для окружающей среды, в частности к лесному пожару.
Из материалов дела следует, что в ходе патрулирования лесного фонда должностными лицами Управления лесами Тамбовской области 28.03.2014 в 10 часов 05 минут было установлено, что ООО "Лесное" совершило нарушение "Правил пожарной безопасности в лесах" (в период пожароопасного сезона арендованный участок площадью 0,15 га засорен бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором - разбросаны порубочные остатки, диван, автомобильная шина, холодильник и другое) в квартале 99 выдел 11 лесного фонда Новолядинского участкового лесничества Тамбовского лесничества.
Указанными действиями ООО "Лесное" нарушило пункт 9 Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем, возникла угроза причинения вреда объектам растительного мира, окружающей среде, а также угроза наступления чрезвычайной ситуации природного характера (лесного пожара в период действующего в лесах области пожароопасного сезона).
Доказательства того, что у Общества отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Вина Общества состоит в том, что оно не приняло всех необходимых мер для исполнения законно установленной обязанности соблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, суд области пришел к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО "Лесное" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный суд области обоснованно указал на наличие существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, выразившихся в отсутствии надлежащего извещения ООО "Лесное" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 12 от 28.03.2014, что является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ обстоятельства совершения административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта 16 постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении по правилам статьи 29.1 КоАП РФ вопрос о привлечении к административной ответственности разрешается административным органом с учетом проверки правильности составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности, что подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 1097/08.
Пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП, РФ установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрена возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае извещения его в установленном порядке.
В связи с этим пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусматривает, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Пунктом 24 указанного Постановления арбитражным судам предписывается проверить при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что при составлении протокола от 28.03.2014 N 12 законный либо иной представитель Общества не присутствовал (л.д. 9-11).
В качестве доказательств надлежащего извещения законного представителя ООО "Лесное" о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении административный орган сослался на имеющийся в материалах дела трафик входящих и исходящих вызовов на мобильный телефон руководителя ООО "Лесное" Айриян И.А. (л.д. 56-64), из которого следует, что Айриян И.А. был поставлен в известность о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении в 09 час. 46 мин. 19 сек.
Кроме того, административный орган указал на явку руководителя Общества на составление протокола, при этом Айриян И.А. отказался от подписи, что зафиксировано в протоколе и подтверждено подписями свидетелей.
Суд критически относится к представленным административным органом доказательствам надлежащего извещения руководителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Так из материалов дела следует, что вменяемое Обществу правонарушение было выявлено 28.03.2014 в 10 час. 05 мин., протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в 10 час. 15 мин.
Между тем, телефонный разговор между Айриян И.А. и сотрудником административного органа о необходимости явки руководителя Общества для составления протокола об административном правонарушении состоялся в 09 час. 46 мин. 19 сек., то есть до момента выявления вменяемого Обществу правонарушения.
Более того, как следует из пояснений Айриян И.А., целью указанного звонка было предоставление в Управление лесами Тамбовской области отчетов. По поводу составления протокола об административном правонарушении 28.03.2014 ему не сообщалось. Айриян И.А. также указал суду, что при составлении протокола об административном правонарушении он не присутствовал.
Подтверждением явки Айриян И.А. на составление протокола не могут являться подписи в протоколе свидетелей Лапиной В.И. и Ерохина Б.К., поскольку указанные лица являются работниками ТОГКУ "Тамбовское лесничество", участвовали в проведении в отношении ООО "Лесное" проверки (патрулировании), следовательно, являются заинтересованными в исходе дела лицами.
Таким образом, при установленных судом обстоятельствах Управление не имело достаточных оснований считать Общество заблаговременно и надлежащим образом уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Иные доказательства факта извещения законного представителя ООО "Лесное" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении либо его присутствия при составлении протокола в материалах отсутствуют.
Таким образом, суд области пришел к верному выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, заключающемся в ненадлежащем уведомлении ООО "Лесное" о составлении протокола об административном правонарушении.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Апелляционный суд полагает, что лишение ООО "Лесное" процессуальной возможности на защиту своих прав при составлении протокола об административном правонарушении является существенным нарушением правил административного процесса.
Исходя из этого, допущенное Управлением лесов Тамбовской области нарушение порядка составления протокола об административном правонарушении, влияет на полноту и объективность рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил полностью постановление по делу об административном правонарушении от 10.04.2014 N 77 о привлечении ООО "Лесное" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Относительно доводов Управления, изложенных в дополнении к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
На основании части 1 статьи 41 ЛК леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4 указанной статьи).
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды лесного участка N 20 от 20.08.2009 (л.д. 31-33) ООО "Лесное" арендует лесной участок площадью 0,15 га, местоположение Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбовское лесничество, Новолядинское участковое лесничество квартал N 99 выдел 11, для осуществления рекреационной деятельности (п. 1.1 договора).
С учетом положений статей 27, 28 АПК РФ, разъяснений пункта 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях" жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из системного толкования пункта 19 указанного постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации критерием разграничения подведомственности споров по жалобам на привлечение к административной ответственности выступает осуществление лицом, привлеченным к административной ответственности предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, руководствуясь данным критерием решает вопрос о подведомственности дела с учетом конкретных обстоятельств дела.
В этой связи апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку деятельность ООО "Лесное" связана с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с чем, довод подателя апелляционной жалобы о неподведомственности данного спора арбитражному суду является ошибочным и подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для переоценки изложенных в решении суда выводов у суда апелляционной инстанции не имеется
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2014 по делу N А64-2518/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесами Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2518/2014
Истец: ООО "Лесное" в лице генерального директора Айрияна Игната Александровича
Ответчик: Управление лесами Тамбовской области