г. Пермь |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А50-8750/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.
при участии представителя от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Тутынина О.И., доверенность от 16.12.2013
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, представителей не направили
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 августа 2014 года
по делу N А50-8750/2014
принятому судьей Трубиным Р.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (ОГРН 1135918000349, ИНН 5918213474)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
третье лицо: Администрация города Лысьвы
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамерлан" (далее - общество, заявитель) с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения и частичного отказа от требований обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации договора аренды N 43 от 25.03.2014 земельного участка площадью 4750 кв.м с кадастровым номером 59:09:105001:95, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, в районе ул. Чусовская (Сообщение N 10/102/2014-255 от 13.05.2014 г.), и обязании регистрационный орган осуществить государственную регистрацию договора аренды N 43 от 25.03.2014 земельного участка площадью 4750 кв.м с кадастровым номером 59:09:105001:95, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, в районе ул.Чусовская.
Определением суда от 15.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация города Лысьвы (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требований удовлетворить, ссылаясь на то, что у регистрирующего орган не имелось оснований для отказа в регистрации договора аренды N 43 от 25.03.2014, поскольку земельный участок предоставлен обществу с соблюдением установленной законом процедуры.
Администрация города Лысьвы представила письменный отзыв, в котором выражает согласие с доводами апелляционной жалобы, и просит дело рассмотреть в отсутствие представителей.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 произведена замена судьи Скромовой Ю.В. на судью Панькову Г.Л.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Лысьвенского городского округа от 16.01.2014 N 48 утвержден акт выбора земельного участка от 28.10.2013 N 1 площадью 4750 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, в районе улицы Чусовская для строительства гаража и хранения сельскохозяйственной техники, согласовано место размещения земельного участка по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, в районе улицы Чусовская (л.д. 22).
Постановлением Главы Лысьвенского городского округа от 19.03.2014 N 570 обществу "Тамерлан" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 59:09:1050001:95 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) площадью 4750 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, в районе улицы Чусовская. Целевое использование - для размещения строений материально-технического назначения (строительство гаража и хранения сельскохозяйственной техники).
На основании данного постановления между администрацией города Лысьва (арендодатель) и обществом "Тамерлан" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства от 25.03.2014 N 43, согласно условиям которого обществу из земель сельскохозяйственного назначения для строительства гаража и хранения сельскохозяйственной техники передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:09:1050001:95 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) площадью 4750 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, в районе улицы Чусовская. Срок договора аренды 5 лет.
Названный земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 25.03.2014.
28.03.2014 общество обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды N 43 от 25.03.2014 земельного участка площадью 4750 кв.м с кадастровым номером 59:09:105001:95, расположенного по адресу: Пермский край, г. Лысьва, в районе ул. Чусовская.
13.05.2014 в письме N 10/102/2014-255 заявителю отказано в государственной регистрации на том основании, что при предоставлении земельного участка не соблюден порядок, установленный Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельный участок сельскохозяйственного назначения мог быть предоставлен в собственность только по результатам аукциона.
Считая отказ регистрирующего органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав выступления представителя заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2 названной статьи).
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода и прекращения прав установлены гражданским законодательством и ст. 17 Закона N 122-ФЗ, а основания для отказа в регистрации - ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из сообщения об отказе в государственной регистрации договора аренды, следует, что основанием для отказа в регистрации договора аренды N 43 от 25.03.2014 явилось несоблюдение администрацией при предоставлении земельного участка порядка, установленного Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, обоснованно пришел к выводу о том, что заключение договора аренды N 43 от 25.03.2014 в отношении спорного земельного участка для строительства не основано на положениях Земельного кодекса Российской Федерации и Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующих особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также что при предоставлении земельного участка нарушена процедура его предоставления, так как акт выбора спорного земельного участка был выдан заявителю раньше, чем было опубликовано информационное сообщение, согласно которому администрация извещает о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Данные выводы являются правильными.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В силу п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
На основании ст. 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В связи с изложенным Законом N 101-ФЗ предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду при наличии одной заявки в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не связанных со строительством.
Если земельный участок предоставляется для целей, связанных с строительством объектов сельскохозяйственного производства, либо для целей, не связанных со строительством, но имеется несколько заявок о предоставлении земельного участка, то земельный участок может быть предоставлен только по результатам торгов.
Таким образом, заключение договора аренды N 43 от 25.03.2014 в отношении спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей строительства не основано на положениях Земельного кодекса Российской Федерации и Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующих особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в определении ВАС от 29.12.2011 по делу ВАС-16469/11, согласно которому использование земель сельскохозяйственного назначения для строительства без их соответствующего перевода из одной категории в другую, законодательством не предусмотрено.
Также из материалов дела судом первой инстанции правильно установлены факты нарушения процедуры предоставления земельного участка, поскольку акт выбора спорного земельного участка был выдан заявителю раньше, чем было опубликовано информационное сообщение, согласно которому администрация извещает о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (акт оформлен 28.10.2013, информирование осуществлено 13.02.2014).
Доводы заявителя жалобы о соблюдении статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих процедуру предоставления земельного участка для целей строительства объекта, основаны на не- неправильном толковании действующего законодательства, поскольку в рассматриваемом случае земельный участок предоставлен из категории земель сельскохозяйственного назначения, что предопределяет применение положений специального законодательства при решении вопроса о предоставлении земельного участка, в частности, положений Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Ссылки заявителя жалобы на ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации заслуживали бы внимания, если бы земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлялся для целей, не связанных со строительством.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с чем, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены по доводам апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлины относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 августа 2014 года по делу N А50-8750/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8750/2014
Истец: ООО "Тамерлан"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: Администрация г. Лысьва, Администрация г. Лысьва Пермского края