г. Пермь |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А50-11060/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (ОГРН 1045900479525, ИНН 5902290650): Лузин Т.Е., предъявлено удостоверение, доверенность от 16.12.2013;
от заинтересованного лица Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ОГРН 1045900116162, ИНН 5902293114): Шерстобитова Ю.В., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2014;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 сентября 2014 года по делу N А50-11060/2014,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления, предписания,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее -заявитель, УФНС по Пермскому краю) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Пермскому краю) от 19.05.2014: в мотивировочной части - по выводу о наличии в действиях УФНС по Пермскому краю объективной стороны правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов; в резолютивной части - по оставлению в силе предписания об устранении нарушений земельного законодательства от 01.04.2014. Также УФНС по Пермскому краю просит признать незаконным предписание Управления Росреестра по Пермскому краю от 01.04.2014 N 120/11/29-2014 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.09.2014 заявленные требования УФНС по Пермскому краю удовлетворены частично; вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю предписание от 01.04.2014 N 120/11/29-2014 об устранении нарушения земельного законодательства, а также постановление от 19.05.2014 в части оставления в силе предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 01.04.2014, признаны незаконными и отменены. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, касающейся признания незаконным предписания об устранении нарушения земельного законодательства. В апелляционной жалобе ссылается на законность оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства; отмечает, что оспариваемое предписание выдано в установленном порядке по результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства, а не в порядке производства по делу о привлечении к административной ответственности. Кроме того, Управление Росреестра по Пермскому краю не согласно с выводом суда первой инстанции о неисполнимости предписания; полагает, что предписание, в котором в качестве мер по устранению нарушений указано на необходимость оформления документов на земельные участки или освобождения земельных участков, является исполнимым; при этом УФНС по Пермскому краю предоставлено право выбора способа устранения выявленного нарушения.
УФНС по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, содержащимся в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку возражений в порядке ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено, законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в связи с требованием прокуратуры Пермского края от 17.02.2014 на основании распоряжения Управления Росреестра по Пермскому краю от 03.03.2014 N 360 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения УФНС по Пермскому краю земельного законодательства.
В ходе проверки Управлением Росреестра по Пермскому краю установлено, что УФНС по Пермскому краю использует часть земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410010:172 площадью 664 кв.м, части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:876 площадью 339 кв.м и 93 кв.м, земельные участки расположенные в кадастровом квартале 59:01:4410010 площадью 777 кв.м, 41 кв.м и 48 кв.м под установку металлического ограждения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что зафиксировано в акте проверки от 01.04.2014 (т. 1 л.д. 14-24).
В целях устранения выявленного нарушения Управлением Росреестра по Пермскому краю в адрес УФНС по Пермскому краю выдано предписание от 01.04.2014 N 120/11/29-2014, в котором указано на необходимость оформить документы на земельные участки или освободить земельные участки в срок до 01.10.2014 (л.д. 11-12).
Кроме того, по факту выявленного нарушения Управлением Росреестра по Пермскому краю в отношении УФНС по Пермскому краю составлен протокол от 09.04.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ (л.д. 110). По результатам рассмотрения административного дела Управлением Росреестра по Пермскому краю принято постановление 19.05.2014 N 120/11/29-2014, согласно которому производство по делу об административном правонарушении в отношении УФНС по Пермскому краю по ст. 7.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения (отсутствием вины), при этом в данном постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении указано, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 01.04.2014 N 120/11/29-2014 остается в силе (л.д. 8-10).
Не согласившись с принятыми Управлением Росреестра по Пермскому краю постановлением по делу об административном правонарушении и предписанием об устранении нарушения земельного законодательства УФНС по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства. При этом суд исходил из того, что предписание может быть выдано по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, суд первой инстанции указал на неисполнимость оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.
Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекса права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что УФНС по Пермскому краю владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3445 кв.м. по адресу г. Пермь, Дзержинский район, ул. Окулова, 46 с кадастровым номером 59:01:4410010:3 с разрешенным использованием под административное здание, данный земельный участок является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 21.11.2012, л.д. 52).
Согласно проведенного Управлением Росреестра по Пермскому краю обмера по фактическому использованию (по установленному ограждению) установлено, что общая площадь земельного участка используемого УФНС по Пермскому краю составляет 5407 кв.м, что превышает предоставленную площадь земельного участка на 1962 кв.м. Так, с северной стороны предоставленного УФНС по Пермскому краю земельного участка дополнительно используются земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410010:172 площадью 664 кв.м, а также земельный участок расположенный в кадастровом квартале 59:01:4410010 площадью 41 кв.м (который территориально расположен между земельными участками 59:01:4410010:3, 59:01:4410010:172, 59:01:4410010:9. С восточной стороны установленное заявителем металлическое ограждение проходит по границе с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410010:10, который не является смежным к участку с кадастровым номером 59:01:4410010:3, что повлекло неправомерное использование земельного участка расположенного в кадастровом квартале 59:01:4410010 площадью 777 кв.м. Часть металлического ограждения с южной стороны земельного участка фактически расположена на территории смежного земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:876, площадь дополнительно используемого земельного участка за счет земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:876 составила 339 кв.м, кроме того используется без документов земельный участок расположенный в кадастровом квартале 59:01:4410010 площадью 48 кв.м. С западной стороны земельного участка забор фактически расположен на территории смежного земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:876, площадь дополнительно используемого земельного участка за счет земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:876 составила 93 кв.м.
Факт ограждения и использования смежных земельных участков без надлежащим образом оформленных правоустанавливающих документов УФНС по Пермскому краю по сути не оспаривается.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Росреестра по Пермскому краю принято постановление от 19.05.2014 N 120/11/29-2014, согласно которому производство по делу об административном правонарушении в отношении УФНС по Пермскому краю по ст. 7.1 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения (отсутствием вины), при этом административным органом установлено, что "УФНС по Пермскому краю принимались меры по оформлению прав на дополнительно используемый земельный участок за Российской Федерацией, но по независящим от него причинам земельный участок до настоящего времени не оформлен; кроме того, часть земельного участка фактически занятая металлическим ограждением предоставлена в аренду третьим лицам, вопрос по оформлению в собственность Российской Федерации части участка может быть разрешен только в судебном порядке".
Вместе с тем в целях устранения выявленного нарушения Управлением Росреестра по Пермскому краю в адрес УФНС по Пермскому краю выдано предписание от 01.04.2014 N 120/11/29-2014 об устранении нарушения земельного законодательства, в котором указано на необходимость оформить документы на земельные участки или освободить земельные участки в срок до 01.10.2014 (л.д. 11-12).
Из содержания апелляционной жалобы Управления Росреестра по Пермскому краю, отзыва УФНС по Пермскому краю, а также пояснений представителей участвующих в деле лиц, следует, что решение суда первой инстанции обжалует в апелляционном порядке только в части выводов суда первой инстанции, касающихся признания незаконным предписания от 01.04.2014 N 120/11/29-2014 об устранении нарушения земельного законодательства.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что УФНС по Пермскому краю является государственным органом, на основании действующего законодательства имущество государственного органа является собственностью Российской Федерации.
В соответствии Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. 5.13); предоставление органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения (п. 5.37.2); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами (п. 5.40).
Из материалов дела видно, что УФНС по Пермскому краю обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае с просьбой оказать содействие по проведению мероприятий, направленных на регистрацию права собственности Российской Федерации на фактически занимаемый УФНС по Пермскому краю земельный участок площадью 5345, 45 кв.м (т. 1 л.д. 130-137).
В связи с чем суд апелляционной инстанции отмечает, что при выдаче оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства Управлением Росреестра по Пермскому краю не установлено, возможно ли исполнение данного предписания в части оформления документов на земельные участки УФНС по Пермскому краю.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4410010:172 имеются споры, рассматриваемые судах, в том числе в арбитражном суде: N А50-2427/2014, N А50-7858/2014, N А50-4465/2013. При этом в рамках рассмотрения дела N А50-2427/2014 Арбитражным судом Пермского края было принято определение от 12.02.2014 об обеспечении иска путем запрета Департаменту земельных отношений администрации города Перми и другим лицам совершать действия, в том числе по демонтажу забора, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410010:172 (определение Арбитражного суда Пермского края от 06.06.2014 о прекращении производства по делу N А50-2427/2014 и отмене обеспечительных мер отменено постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014). При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением Росреестра по Пермскому краю не установлено и не доказано, что возможно исполнение данного предписания путем освобождения земельных участков в срок до 01.10.2014.
С учетом указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания об устранении нарушения земельного законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 сентября 2014 года по делу N А50-11060/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11060/2014
Истец: Управление ФНС России по Пермскому краю
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю