24 ноября 2014 г. |
А43-20864/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б, Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2014 по делу N А43-20864/2013,
принятое судьей Курашкиной С.А.,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода" (ОГРН 1035204878015, ИНН 5256033685, г.Нижний Новгород) о взыскании с Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу 1 076 288 рублей 08 копеек.
В судебном заседании принял участие представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода" - Карапетян А.С. по доверенности от 15.08.2014 N16 сроком действия один год.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу (далее - Департамент) излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в виде размещения отходов за период с третьего квартала 2010 года по второй квартал 2013 года в размере 1 076 288 рублей 08 копеек.
Решением от 04.02.2014 суд удовлетворил требования Учреждения
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления Учреждения отказать, произвести поворот исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2014 по данному делу.
Департамент обратил внимание на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется между бюджетами разных уровней и на его счет не поступает, поэтому взыскание с него уплаченной Учреждением платы неправомерно.
Как утверждает Департамент, плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, исходя из установленных нормативов, вносится всеми без исключения организациями при осуществлении деятельности, в результате осуществления которой происходит размещение отходов производства и потребления.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2014 по делу N А43-20864/2013 отменено, заявление Учреждения оставлено без рассмотрения ввиду несоблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.09.2014 по делу N А43-20864/2013 постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении в судебном заседании представитель Учреждения поддержал отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нём изложенным.
Департамент явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
При этом обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Учреждения является оказание медицинских услуг населению.
Доказательств того, что Учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и получает прибыль от такой деятельности, Департамент не представил.
Кроме того, из материалов дела следует, что между Учреждением и специализированными организациями заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов (т.1, л.д. 12-39; т.2, л.д.4-7).
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для внесения Учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за рассматриваемый период (с третьего квартала 2010 года по второй квартал 2013 года).
Факт внесения Учреждением платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления в сумме 1 076 288 рублей 08 копеек подтверждается платежными поручениями и Департаментом не оспаривается, в связи с чем она подлежит возврату из бюджета.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для отказа в возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в указанном размере не имелось.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на неправильном понимании закона.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не может идти речь о взыскании излишне внесенной платы с Департамента в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2010 и по настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 N 259 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов" Департамент наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по коду доходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Таким образом, Департамент, на который возложены полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязан произвести действия по возврату Учреждению излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с третьего квартала 2010 года по второй квартал 2013 года в размере 1 076 288 рублей 08 копеек.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2014 на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит изменить. Резолютивную часть судебного акта изложить в следующей редакции: обязать Департамент возвратить Учреждению излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 076 288 рублей 08 копеек.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2014 по делу N А43-20864/2013 изменить.
Обязать Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода" излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 1 076 288 рублей 08 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20864/2013
Истец: ГБУЗ Нижегородской области Детская городская больница N25 Автозаводского района г. Н. Новгорода
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу г. Н. Новгород
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-781/15
24.11.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2531/14
22.09.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3710/14
14.07.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2531/14
14.04.2014 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2531/14
04.02.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20864/13