г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А21-5147/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Микешкина Е.Н. по доверенности от 20.06.2014
от ответчика: Южда А.В. по доверенности от 14.11.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22762/2014) ООО "Амбер плюс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2014 по делу N А21-5147/2014 (судья Иванов С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амбер плюс" (далее - ООО "Амбер плюс", общество, заявитель,) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее - управление, заинтересованное лицо) N 02/152/2014 от 10 июня 2014 г. о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена часть. 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением от 20.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 15 апреля 2014 года N 377 отделом земельного надзора в отношении ООО "Амбер плюс" в период с 12 по 21 мая 2014 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения ООО "Амбер плюс" ранее выданного предписания Управления от 28.10.2013 N 02/543 (п. 1).
В соответствии с вышеуказанным предписанием ООО "Амбер плюс" обязано в срок до 12 мая 2014 года провести рекультивацию с восстановлением мелиоративной системы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224, 39:05:051206:51, расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области.
При проведении визуального осмотра 20 мая 2014 года установлено, что ООО "Амбер плюс" не выполняет обязательные мероприятия по рекультивации, нарушенных в результате незаконной добычи янтаря земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 (площадь 299,4 га), 39:05:051206:51 (площадь 145,3 га), расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области:
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:051206:224 имеются котлованы различной глубины, площади, конфигурации, насыпи грунта неизвестного происхождения, поросшие сорной, древесно-кустарниковой растительностью общей площадью 0,41 га, часть земельного участка является деградированной;
- на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:051206:51 имеются котлованы различной глубины, площади, конфигурации, насыпи грунта неизвестного происхождения, поросшие сорной, древесно-кустарниковой растительностью общей площадью 3,7 га, часть земельного участка является деградированной.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20.05.2014 года N 02/163 и послужили основанием для составления в отношении общества 28.05.2014 г. протокола об административном правонарушении N 02/152/2014 по ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление, признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ, и привлекло к административной ответственности, в виде штрафа в размере 40 000 руб. по постановлению N 02/152/2014 от 10 июня 2014 г.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства Российской Федерации относятся, в том числе:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (п. 1);
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 2);
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8).
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Частью 2 статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пунктов 1, 2, 3, 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно пунктам 3 и 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 N 525 и Роскомзема от 22.12.1995 N 67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации, в частности, подлежат земли, нарушенные при проведении строительных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Таким образом, осуществление работ, повлекших нарушение почвенного покрова, порождают у лица, осуществлявшего эти работы, обязанность по рекультивации земли за счет собственных средств.
В настоящем случае постановлениями Управления гражданин Колчин В.П. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за проведение земляных работ на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 и 39:05:051206:51 и ему Управлением были выданы предписания, в соответствии с которыми он должен:
- представить в Управление Россельхознадзора по Калининградской области копию проекта рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождения на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 и 39:05:051206:51,
- в соответствии с проектом провести рекультивацию на данных земельных участках.
Однако, согласно медицинскому свидетельству о смерти, свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС администрации МО "Зеленоградский район" от 11.05.2012, гражданин Колчин В.П. умер 11.11.2011.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, обязанность по проведению рекультивации с восстановлением мелиоративной системы возложена на собственника данных земельных участков, т.е. на ООО "Амбер плюс".
На основании приказа Управления от 16 августа 2012 года N 948 в период с 24 сентября по 04 октября 2012 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ООО "Амбер плюс" в сфере сохранения плодородия почв. По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований законодательства РФ в области земельного надзора от 04.10.2012 N 02/402. В соответствии с п. 3 и п. 4
вышеуказанного предписания ООО "Амбер плюс" обязано в срок до 01 октября 2013 года:
- провести рекультивацию с восстановлением мелиоративной системы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224, 39:05:051206:51, расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области;
- провести культуротехнические работы (расчистку земельных участков от древесно-кустарниковой растительности, мусора и иных предметов) на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:28, 39:05:051204:35, 39:05:051206:50, 39:05:051206:51.
Постановлением Управления от 18.10.2012 N 02/335/2012 ООО ""Амбер плюс" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.
На основании приказов Управления от 11.09.2013 N 1090 и от 16.10.2013 N 1264 в период с 24 сентября по 04 октября 2012 года Управлением Россельхознадзора по Калининградской области проводилась внеплановая выездная проверка исполнения ООО "Амбер плюс" ранее выданного предписания от 04.10.2012 N 02/402 (п.п. 3, 4).
В ходе проведения проверки было установлено, что Общество не выполнило предписание (п.п. 3, 4). По результатам проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2013 N 02/341/2013 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Зеленоградского района Калининградской области от 17.12.1013 ООО "Амбер плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
28.10.2013 Обществу было выдано Предписание по устранению нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере обеспечения плодородия почв и земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) N 02/543, которое не исполнено.
Событие вменяемого обществу правонарушения - ненадлежащего исполнения обязанности по рекультивации земель подтверждаются материалами дела (актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 07.05.2013 актом проверки N 02/163 от 20.05.2014, фототаблицей, являющейся приложением к акту проверки).
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о доказанности события вменяемого правонарушения в действиях общества.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства принятия всех возможных мер с целью соблюдения требований земельного законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2014 по делу N А21-5147/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5147/2014
Истец: ООО "Амбер плюс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по К/о (Россельхознадзор)