город Ростов-на-Дону |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А53-6452/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.12.2013 г. N 64 Матвеева И.А.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 20.12.2013 г. N 64 Боженко А.В.;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Ростов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2014 г. по делу N А53-6452/2014 по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Атлант-Ростов",
третье лицо: государственное областное учреждение "Ростсистема",
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, управление) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об аннулировании лицензии А 623809 от 04.04.2010 г., выданной обществу с ограниченной ответственностью "Атлант-Ростов" (далее - общество, ООО "Атлант-Ростов").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции) N А623809.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Атлант-Ростов" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что лишение лицензии является крайней мерой воздействия, формальные признаки нарушения не могут служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии; в действиях общества отсутствует вина, поскольку общество заблуждалось в том, что оно обязано направлять сведения в ЕГАИС об объемах закупки и поставки импортной алкогольной продукции в связи с тем, что организации, у которых закупалась импортная продукция, уже направляли сведения в ЕГАИС; по мнению общества, допущенные нарушения по представлению деклараций об обороте алкогольной продукции, информация о которой уже зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС, в силу закона, не является безусловным основанием для аннулирования лицензии, кроме того, обществом самостоятельно были устранены выявленные нарушения еще до составления акта плановой проверки от 12.12.2013 г. Основным видом деятельности ООО "Атлант-Ростов" является закупка, хранение и реализация алкогольной продукции и аннулирование лицензии приведет к закрытию предприятия и лишению более 30 человек работы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка ООО "Атлант-Ростов" 04.10.2010 г. была выдана лицензия N А623809 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции), сроком действия до 04.10.2015 г., на юридический адрес: 344091, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, д. 251; адрес хранения и поставок: 344039, г. Ростов-на-Дону, ул.Курская, 12А, литер А, помещение 1а.
ООО "Атлант-Ростов" допустило нарушение условий действия выданной лицензии, выразившееся в обороте алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в Единой государственной автоматизированной информационной системе.
В ходе плановой проверки, состоявшейся в период с 09.12.2013 г. по 12.12.2013 г. установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), общество в 4 квартале 2012 г. допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте, а именно: нарушены сроки фиксации в базе данных ЕГАИС сведений об объемах закупки и поставки алкогольной продукции, закупленной на территории Российской Федерации, установленные пунктом 1.2 Приложения N 4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 г. N 150:
- закупка алкогольной продукции 19.11.2012 г. от ООО "РЁМЕР" (ИНН 7842376208), вино в ассортименте в объеме 127,95 дал (ТТН N 1141 от 19.11.2012) - зафиксирована 26.01.2013 г. (заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС N 92000003286776);
- поставка алкогольной продукции 26.11.2012 г. в ООО "Сервис Фудз" (ИНН 6168031465), вино в объеме 0,45 дал (ТТН N 5357 от 26.11.2012 г.) - зафиксирована - 01.02.2013 (заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС N 92000003301984);
- поставка алкогольной продукции 28.12.2012 г. в ООО "Рестком" (ИНН 6165139358), вино в объеме 0,385 дал (ТТН N 6004 от 28.12.2012) - зафиксирована - 01.02.2013 г. (заявка о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС N 92000003302689).
Таким образом, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО выявлен факт осуществления ООО "Атлант-Ростов" оборота алкогольной продукции - то есть закупка, хранение и поставка с нарушением лицензионных требований и условий, в результате чего обществом нарушены статьи 14, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, пункт 1.2 Приложения N 4 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 г. N 150.
В связи с выявленными нарушениями Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 12.03.2013 г. принято решение N 10/29-опт о направлении в Арбитражный суд Ростовской области заявления об аннулировании выданной ООО "Атлант-Ростов" лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля.
Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящий непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс производства и оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. N 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван как одной из главных угроз национальной безопасности, в сфере здравоохранения.
Как следует из раздела III Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2128-р, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения России базируется кроме прочего на принципе обеспечения приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка. При этом одной из приоритетных задач в реализации указанной цели является противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Лицензии на указанные виды деятельности, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 810 от 15.10.2009 г., полномочия по порядку выдачи лицензий, по приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с 19.10.2009 г. отнесены к компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Согласно статье 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Как верно отметил суд первой инстанции, одним из указанных в данной статьей основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной системе.
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения N 4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 г. N 150 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) предоставляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации-поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции; заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции предоставляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции (далее - организации-покупатели (получатели) продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, в день фактического получения продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или оборота).
Как следует из пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования названного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготовленных на его основе", внесены изменения в абзац 1 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, в соответствии с которым исключено судебное усмотрение при принятии судом решений по делам об аннулировании лицензий.
При этом перечень оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке определен абзацами 3-21 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, которые являются исчерпывающими и определены законодателем как соразмерные такому виду административно-правовой санкции как аннулирование лицензии в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензируемого органа.
Таким образом, с учетом важности охраняемых общественных отношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции законодатель исключил из текста закона формулировку "может быть аннулирована" и императивно установил перечень нарушений лицензионной деятельности в указанной сфере, при наличии которых лицензия подлежит аннулированию. Следовательно, суду при разрешении вопроса об аннулировании достаточно установить факт нарушения и доказанность их совершения лицензиатом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается тот факт, что ООО "Атлант-Ростов" осуществило оборот алкогольной продукции - то есть закупку, хранение и поставку с нарушением лицензионных требований и условий, в результате чего нарушило требования статей 14, 26 и пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, а также пункта 1.2 Приложения N 4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 г. N 150.
Судом также установлено, что ООО "Атлант-Ростов" и должностное лицо привлечены к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту несвоевременного представления деклараций за 2 квартал 2011 года (постановление N 07-10/100 от 23.05.2011 г. и постановление N 07-10/100-1 от 23.05.2011 г.), штраф был уплачен в полном объеме.
Довод общества об отсутствии вины, поскольку оно находилось в заблуждении относительно необходимости повторной фиксации информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, правомерно отклонено судом первой инстанции, так как общество, как участник экономической деятельности, обязано знать нормы действующего законодательства и принимать соответствующие меры по недопущению нарушения требований действующего законодательства.
Довод общества о том, что нарушения были устранены обществом самостоятельно, также в рассматриваемом случае не может повлиять на законность принятого судом первой инстанции решения. Суд апелляционной инстанции, исследуя фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что допущенные нарушения обществом совершены умышленно, носят систематический характер (выявлено 10 случаев нарушения), с целью создания ситуации, в которой уполномоченными контролирующими органами невозможно осуществить надлежащий контроль за оборотом алкогольной продукции общества с помощью данных по системе ЕГАИС. При этом суд учитывает длительность невнесения обществом сведений в базу данных ЕГАИС - нарушение сроков составляло от 4 месяцев до 1,3 года.
Все остальные доводы общества, положенные в основу заявленных возражений, судом отклоняются, как не подтвержденные материалами настоящего дела.
С учетом того, что ООО "Атлант-Ростов" не представлено достаточных доказательств в опровержение заявленных управлением требований, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности вывода суда первой инстанции о наличии оснований для аннулирования лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции) N А623809 от 04.10.2010 г., выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2014 г. по делу N А53-6452/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6452/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
Ответчик: ООО "АТЛАНТ-РОСТОВ"
Третье лицо: ГОУ "Ростсистема"